Из серии «Балансировщики шутят».
«Недотрога» Эта шутка родилась не искусственно, а после балансировки реального объекта, вернее, двух одинаковых приточных вентиляторов. На балансировку одного затратил 2-3 часа, другой оказался неподающимся, возился с ним три дня.
Мощность электродвигателя около 5-7 кВт, где-то 4 или 5 габарит, скорость вращения 1500 об/мин. Рабочее колесо насажено на конец вала электродвигателя Отношение диаметра рабочего колеса к ширине лопаток где-то 2 (точные размеры не помню). Вместо отсутствующих опорных пружин («попрыгунчик») установлены резиновые (из транспортерной ленты) подкладки, их 4 штуки. На рисунке черные прямоугольники.
В таблицах приведены исходные величины вибрации, массы и углы установки пробных грузов, необходимых для вычисления балансировочных грузов.
Однако дело в том, что эти данные необычны. Малейшие изменения любой величины таблицы неизбежно приводили к разительным изменениям балансировочных грузов, хотя эффективность всегда получалась 100%.
Вот, например, возьмем данные таблицы №1.
Таблица №1
А и
В – точки измерения вибрации.
Ао, А1, А2 – величины вибрации (мкм) в точке А при нулевом, первом и втором пусках. Аналогично для точки В. Вибрация измерялась только в вертикальном направлении.
Мб1,
Мб2 – расчетные балансировочные грузы в 1-й и во 2-й плоскостях (грамм).
Прибор AU-014 выдает массу и угол установки балгрузов Мб1 и Мб2.
При каждом пуске (нулевом, первом и втором) в точках А и В выполнялось по два замера. Результаты вторых замеров сведены в таблицу №2. По сравнению с таблицей №1 разброс амплитуд получился не более плюс-минус 5%, фаз не более плюс-минус 3 градусов. Но, посмотрите, как разительно изменился результат.
Таблица №2
![Изображение](http://vdiagnostike.ru/sites/default/files/pictures/nedotroga2.JPG)
Причем в обоих случаях эффективность расчетных балгрузов равна 100%.
Опробуем еще один вариант. Изменим один любой параметр таблицы №1 на незначительную величину, оставив неизменными все остальные.. Например, вместо амплитуды Ао 147.8 мкм запишем 147 мкм. Вычисляем балгрузы:
![Изображение](http://vdiagnostike.ru/sites/default/files/pictures/nedotroga3.JPG)
Получаем: опять «двадцать пять». Однако эффективность снова 100% .
Вот такой капризный попался объект. Недотрога.
Кое-как, не понимая как, что-то там сляпал и сбежал подальше от этого объекта. На втором вентиляторе ничего подобного не было. Как обычно нажимал кнопки, и все шло без мудреностей.
К этому моменту не приходилось иметь дело с мудреными объектами, не был знаком даже с явлением слияния корректирующих плоскостей, нелинейными объектами. Столкнувшись с такой «недотрогой», впервые задумался, что умение правильно нажимать кнопки прибора - это скудно мало для нашей специальности.
И вот после ознакомления с математическим аппаратом балансировочного процесса, освоения Excel, что-то стало проясняться. Кстати, знаний средней школы (правда, советской) оказалось вполне достаточно.
Разобравшись, вернулся к этому паскудному вентилятору. При осмотре обратил внимание, что постамент выполнен как-то странно. Опорная поверхность нижнего пояса тумбочки вентилятора была прижата не только к резиновым (транспортерная лента) подкладкам, но и к куску арматуры (еле заметному), который остался от строителей. Во время работы весь корпус вентилятора начинал покачиваться вокруг этого «шарнира», как детские качели.
![Изображение](http://vdiagnostike.ru/sites/default/files/pictures/nedotroga4.JPG)
Схематично это показано на рисунке. На втором вентиляторе «качелей» не было. rotkiv