В ДИАГНОСТИКЕ - www.vdiagnostike.ru

Форум по вибрации, вибродиагностике, виброналадке, центровке, балансировке, теплодиагностике и методах НК промышленнного оборудования.
Текущее время: 18 июл 2019, 08:31

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 73 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Re: Проблемы с вибросостоянием турбины
СообщениеДобавлено: 21 янв 2015, 19:25 
Не в сети

Зарегистрирован: 01 апр 2010, 10:48
Сообщений: 161
Откуда: Иркутск
Обещанный ДГВ и способ усиления генератора с Гусинки
Вложение:
DSCN7436.JPG
DSCN7436.JPG [ 1.32 MIB | Просмотров: 13230 ]
Вложение:
DSCN7433.JPG
DSCN7433.JPG [ 1.19 MIB | Просмотров: 13230 ]

На такой же машине нам давали на исследовании и балансировке пару минут на замер (на воздухе) потом выбивали.
Она очень чувствительна к тепловым прогибам из-за особенностей конструкции генератора.
И даже на водороде при ХХ она перегревается (Соответственно держать на ХХ нужно минимальное время). Поэтому наиболее верный замер первый!
Мы это делали "Диамеховской" 8-каналкой.
К сожалению нет времени для расчетов (да и ваша чувствительность будет точнее моей примерной) но в общем тут вертикальную вибрацию на 6п нужно с учетом тепловых приращений загнать на ХХ 14-20мкм при фазе 100-140 град (это с учетом вашей жесткости)
Насчет того что усиление которое на фотке спасало - сомневаюсь (данный отрыв это реакция на состояние генератора; это временное решение как и ДРГ) . А ДРГ в подобной ситуации помогал.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Проблемы с вибросостоянием турбины
СообщениеДобавлено: 21 янв 2015, 20:08 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 09 апр 2010, 11:48
Сообщений: 491
Воздушные зазоры на остановленном генераторе могут быть и в допуске, но при работе из-за свободы одной из лап статора динамические и особенно эл. магнитные силы скручивают статор, там более что железо статора остаётся примерно на месте (бочка статора довольно жёсткая и расположена по центру), а встроенный подшипник, в том числе и из-за консольного расположения относительно лапы, вместе с ротором отклоняются вверх - в сторону относительно статора.
Т.е. эл.магнитные силы утягивают ротор от центра статора при работе до выборки зазора в креплении лапы (вибрация при наборе мощности будет расти не столь значительно) либо зазор большой и статор упруго сопротивляется скручиванию (вибрация, особенно 100Гц, будет более интенсивно нарастать при наборе мощности) либо промежуточный вариант, сначала упругая деформация и нарастание вибрации (эл. магнитные силы тяжения ротора квадратичны и обратно пропорциональны воздушному зазору), а затем выборка зазора и более вялое нарастание вибрации при наборе нагрузки.
Так что электрики возможно и не врут. На остановленном генераторе и даже на х.х. воздушные зазоры могут быть и в допуске.
Но, воздушные зазоры в генераторе примерно 100мм и какое-то более-менее заметное влияние оказывает смешение более 3-5 мм.
Большие проблемы могут вызвать дефекты обмоток или железа (не симметрия магнитного поля).


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Проблемы с вибросостоянием турбины
СообщениеДобавлено: 21 янв 2015, 23:22 
Не в сети

Зарегистрирован: 14 мар 2012, 12:55
Сообщений: 54
Посмотрел формуляр по воздушным зазорам: все в норме,лево-право в нулях почти, верх-низ не более2мм. Проблеммы есть с лобовыми обмотками статора:ослабление крепления,провисание,нарушение симметрии электромагнитного поля. Как в книгах при подаче возбуждения на ротор(намагничивании) мгновенно увеличивается уровень 100Гц с 2,5 до 7мм/с. Смутила меня перекошенная "постель" на баббите нижнего вкладыша 6 подш. при вскрытии и выкатывании оной. Хочу добиться в останов вскрытия щитов с двух сторон и пусть снова зазор подконтрольно измерят, веры нашим электрикам все же нет.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Проблемы с вибросостоянием турбины
СообщениеДобавлено: 22 янв 2015, 06:48 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 09 апр 2010, 11:48
Сообщений: 491
Ослабленная лапа даёт возможность, за счёт скручивания корпуса статора, смещатся подшипнику вместе с ротором, в зависимости от расположения зазора между лапой и фундаментом, вверх-в сторону от лапы, вниз-в сторону лапа или в обоих направлениях. Разность зазора в 2 мм вполне допустимо, но какой-то перекос в вертикальном направлении по эл.магнитному тяжению уже есть + возможно эл.магнитная симметрия нарушена примерно в томже направлении. Изначально, при подаче возбуждения, ротор начинает слегка притягиваться в сторону меньшего зазора и/или в направлении перекоса эл.магнитнитного поля. При нормальном креплении статора всё бы закончилось небольшим увеличением 100Гц. Но, при зазоре на лапе, ротор начинает через подшипник скручивать корпус статора ещё уменьшая воздушный зазор, что приводит к увеличению силы тяжения квадратично уменьшению зазора. Заканчивается такая цепная реакция либо полной выборкой зазора на лапе, либо равновесным состоянием между упругой деформацией корпуса и эл.магнитными силами тяжения ротора (это равновесное состояние меняется при изменении нагрузки генератора).
Кстати перекос натира на постели противоположного подшипника вкладывается в версию смещения ротора в статоре под нагрузкой.

Ну, где-то так.
Но это всего навсего мои теоретические измышления на основе имеющейся информации. Реально может быть все на много прозаичнее или наоборот более замороченно. Единственно что не вызывает сомнений, это влияние на вибрацию ослабленного крепления лапы корпуса.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Проблемы с вибросостоянием турбины
СообщениеДобавлено: 22 янв 2015, 15:34 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 09 апр 2010, 11:48
Сообщений: 491
PS. В дополнение к предыдущему.
Увлёкся описанием ужасов при изменении воздушного зазора и упустил главное.
Генератор машина реактивная. На статор действует прокидывающий момент направленный по вращению ротора и равный крутящему моменту на валу ротора. Статор как бы стремится остаться неподвижным относительно ротора, вернее относительно вращающегося эл. магнитного поля создаваемого обмотками ротора. Этот опрокидывающий момент прижимает лапы корпуса с одной стороны к фундаменту, а лапы другой стороны пытается оторвать от фундамента. При появлении зазора (люфта) или увеличении податливости между лапой, анкерными болтами и фундаментом этот момент и является основной причиной скручивания и коробления корпуса статора + подключаются проблемы описанные выше - воздушный зазор и магнитная асимметрия.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Проблемы с вибросостоянием турбины
СообщениеДобавлено: 22 янв 2015, 16:33 
Не в сети

Зарегистрирован: 14 мар 2012, 12:55
Сообщений: 54
Вчера дал неточную информацию по воздушному зазору после ремонта, поверил на слово. Сегодня посмотрел подписанный акт: лево=право 100,25-100,5(почти в нулях), а вот верх=низ 96,8-103,5 мм со стороны контактных колец, со стороны турбины разница верх=низ 1,2мм. Электрики оправдываются, что это турбинисты так линию валов им выставили. До ремонта там же разница верх=низ была 2,9мм,сейчас 6,7мм, по моему это не в допуске даже.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Проблемы с вибросостоянием турбины
СообщениеДобавлено: 22 янв 2015, 17:01 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 09 апр 2010, 11:48
Сообщений: 491
По чертежу, если правильно помну, 100+-3мм. Почти в допуске. Это на стоячем, холодном генераторе. При работе ротор подвсплывёт на масляном клине вверх немного ухудшая картину.

НО! Не заморачивайся сильно с воздушным зазором, при отрыве лапы от фундамента, превышение зазора на 0,5-1.0мм, не самая большая проблема.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Проблемы с вибросостоянием турбины
СообщениеДобавлено: 05 май 2017, 10:10 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 ноя 2016, 13:27
Сообщений: 16
Подскажи пожалуйста, что может быть.
Турбина К-215-130,генератор ТГВ-200М (3000 об/мин).
подшипники РНД (№4 и №5):

Хол. ход:
№4 - 2,1 мм/сек
№5 - 2,3 мм/сек
Далее грузим и на 160 МВт +- имеем:
№4 - 3,7 мм/сек
№5 - 3,8 мм/сек
Все вроде хорошо, но... 3,7 мм/сек и 3,8 мм/сек через определенное время (может через 20 мин., может через 1 час, когда как) плавно превращаются в 4,5 мм/сек и 4,6 мм/сек и потом опять уходит до 3,7-3,8. И так далее...
На 195 МВт: уже минимум имеем 4,5-4,6 который так же плавает уже до 5,0-5,2.

Составляющая меняется чисто оборотная.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Проблемы с вибросостоянием турбины
СообщениеДобавлено: 05 май 2017, 13:23 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 09 апр 2010, 11:48
Сообщений: 491
Если есть возможность, наложи на график вибрации, графики температуры баббита 3, 4, 5 и 6 подшипников и масла на сливе со стояков (хотя слив с двух подшипников, ну на всякий случай). Это даст тебе картину нагружения/разгружения подшипников, если таковая имеется. А главное - графики разряжения в конденсаторе, температуры выхлопа в конденсатор и охлаждающей воды на входе и выходе из конденсатора.

Предположительно центровка валов на грани допустимого и изменение теплового режима и разряжения в конденсаторе изменяют положение 4 и 5 подшипников по вертикали, усугубляя расцентровку. А возможные колебания температуры охлаждающей воды и разряжения - вызывают плавание уровня вибрации по времени.

Если нет возможности посмотреть графики, то выше указанные параметры записывай как можно чаще при изменении вибрации.


Последний раз редактировалось Вячеслав 07 май 2017, 15:08, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Проблемы с вибросостоянием турбины
СообщениеДобавлено: 07 май 2017, 13:34 
Не в сети

Зарегистрирован: 27 янв 2017, 12:23
Сообщений: 168
Проблема скорее всего в муфтовом соединении между ЦНД и генератором. Т.к. не было сказано о вибрации соседних подшипников со стороны ЦСД и генератора, то наверное там ощутимых изменений от нагрузки и во времени нет.В практике наработано, что при
проблемах в муфтах, больше вибрирует легкий ротор.В паре ЦНД-ЦСД легче ротор - ЦСД.Были бы продлемы в соединении в этой паре, то вибрация должна быть даже бОльшая на подшипнике ЦСД. А вот в паре ЦНД-генератор ротор генератора существенно тяжелее ротора ЦСД, потому при проблемах в муфте на генераторе (видимо) все в порядке. Да и вибрация со стороны генератора
при всех режимах работы чуть, но больше.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Проблемы с вибросостоянием турбины
СообщениеДобавлено: 07 май 2017, 15:17 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 09 апр 2010, 11:48
Сообщений: 491
Когда писал сообщение, меня клинануло на другой турбине и я неправильно указал номера подшипников. Сейчас исправил.

Как возможный вариант, заедание стула 3, 4 подшипников при тепловом расширении. Посмотреть график теплового расширения ЦНД (да и ЦСД тоже), при наборе мощности, не помешает.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Проблемы с вибросостоянием турбины
СообщениеДобавлено: 07 май 2017, 23:25 
Не в сети

Зарегистрирован: 27 янв 2017, 12:23
Сообщений: 168
Вячеслав писал(а):
Когда писал сообщение, меня клинануло на другой турбине и я неправильно указал номера подшипников. Сейчас исправил.

Как возможный вариант, заедание стула 3, 4 подшипников при тепловом расширении. Посмотреть график теплового расширения ЦНД (да и ЦСД тоже), при наборе мощности, не помешает.


Что такое стул 3,4 подшипника?


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Проблемы с вибросостоянием турбины
СообщениеДобавлено: 08 май 2017, 10:45 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 09 апр 2010, 11:48
Сообщений: 491
Мне привычнее турбины "Т" и "ПТ", конденсационные я видел только 500 и 800 МВт, а такую турбину я в глаза не видел и машинально пишу номера подшипников и их расположение по своим представлениям.
Но это сути дела не меняет. Даже наоборот. Встроенные в цилиндр корпуса' подшипников, в случае защемлении цилиндра, при тепловом расширении, сильнее изменяют пространственное положение подшипников, чем при защемлении стула. Кроме кручения ригелей, в данном случае, оказывает влияние и коробление самого цилиндра, на котором консольно расположены подшипники.

Мельком глянул чертежи К-215-130. Там похоже фикспукт под 4 подшипником. Значит смотреть расширение надо не только со стороны ЦСД, но и главное со стороны генератора.

Короче Chepra666 на месте виднее. Моя задача подсказать возможные направление поиска, исходя из собственного опыта.


Последний раз редактировалось Вячеслав 08 май 2017, 20:09, всего редактировалось 3 раз(а).

Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Проблемы с вибросостоянием турбины
СообщениеДобавлено: 08 май 2017, 11:53 
Не в сети

Зарегистрирован: 27 янв 2017, 12:23
Сообщений: 168
Короче Chepra666 на месте виднее. Моя задача подсказать возможные направление поиска, исходя из собственного опыта.

Вот это верно на все сто, потому как у автора вопроса похоже нет идеи(й) по поводу вибрационного поведения ЦНД.А тут две подсказки, куда можно идти.Вот когда ни одна не сработает, а новых нет, тогда плёхо!


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Проблемы с вибросостоянием турбины
СообщениеДобавлено: 10 май 2017, 13:44 
Не в сети

Зарегистрирован: 03 ноя 2016, 13:27
Сообщений: 16
Изображение
Первая картинка: схема ТА.
Вторая картинка: расширение. Есть ОРР ЦВД, ОРР ЦСД, ОРР ЦНД (чисто по приборам на БЩУ) и поперечное расширение (так называемые солдатики 3-8 и лапы 1-2 см. картинку). Веду их не я, замечаний по ним нет никаких, все в норме. Что есть расширение со стороны генератора?

Сейчас замечено, что характер изменения вибрация (скачкообразный). Т.е. меняется мгновенно. Может через 2 часа, может через 30 мин. (нагрузка при этом не меняется, все другие параметры то же).
160 МВт
№3 №4 №5 №6
В 1,1 3,8 4,0 2,8
П 1,4 1,6 1,9 3,1
О 2,4 3,4 2,0 2,8
Через час скачок и уже имеем
№3 №4 №5 №6
В 1,1 4,5 4,6 3,1
П 1,4 1,4 2,2 3,1
О 2,4 3,7 2,8 2,9
Потом скачок вниз на те же 3,8 - 4,0.
И так далее.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Проблемы с вибросостоянием турбины
СообщениеДобавлено: 10 май 2017, 14:57 
Не в сети

Зарегистрирован: 27 янв 2017, 12:23
Сообщений: 168
Все таки на генераторе вибрация тоже меняется, а на подшипниках ротора ЦСД - нет.Значит что-то в связке ротор ЦНД-ротор генератора.

Неплохо бы выяснить какая вибрация вокруг подшипниковых опор, стульев, на корпусе, на несущих конструкциях.

И еще вопрос.Как изменялась вибрация, когда снижали нагрузку с 195 Мвт до 160 Мвт. Скорость разгружения такая же как и нагружения?


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Проблемы с вибросостоянием турбины
СообщениеДобавлено: 10 май 2017, 16:57 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 09 апр 2010, 11:48
Сообщений: 491
Изменение вибрации скачками, характерно для заедания/защемления при тепловом расширении. Я не утверждаю, что нашёл причину, но "стеснённое" тепловое расширение, на мой взгляд, наиболее вероятно.

ОРР ЦВД, ОРР ЦСД, ОРР ЦНД - это относительное расширение роторов (относительно соответствующих цилиндров) в осевом направлении. Поперечное расширение тоже понятно. А есть ещё АР ЦВД, АР ЦСД, АР ЦНД - абсолютное расширение соответствующих цилиндров.

У турбины, кроме продольных шпонок под корпусами подшипников, есть , под одним из корпусов, поперечные шпонки (не путать со шпонками на корпусах под лапами цилиндров). Это, так называемый фиксирующий пункт (фикспункт). В вашем случае он находится под 4 или 5 подшипником и это надо уточнить. Если фикспункт под 5 подш., то ЦНД прогреваясь паром расширяется в сторону переднего стула, толкая в туже сторону соответственно ЦСД и ЦВД. ЦСД расширяясь толкает ЦВД. ЦВД толкает передний стул на величину своего теплового расширения + величину расширений ЦСД и ЦНД. В сумме на вашей турбине передний стул смещается, при такой схеме, примерно на 30-40 мм. Если фикспункт под 4 подш., то ЦНД расширяется в сторону генератора сам по себе, а ЦСД и ЦВД в сторону переднего стула сами по себе. Соответственно тогда передний стул смещается на меньшую величину.
При фикспункте под 4 подш. возможно защемление корпуса 5-6 подшипников. А при ф.п. под 5 подш. возможно как под корпусом 3-4 подш, так и под стулом 2 подш..

Т.е. возможно что при прогреве, пуске и выходе турбины на какую то мощность, турбина расширилась и возможно даже уже в конце произошло заедание расширения цилиндра, но усилия от "стеснения" теплового расширения ещё относительно небольшие. Далее при наборе нагрузки в турбину поступает больше пара и тепловое состояние цилиндров медленно (инерционность прогрева большой массы метала) меняется и происходит дальнейшее расширение. Если у нас имеется защемление, то растёт сила которая коробит цилиндр, что вызывает повышения вибрации из-за изменения пространственного положения подшипников. Далее сила от теплового расширения достигает величины достаточной для преодоления закусывания + помогают повышенная вибрация и возможный отрыв (разгрузка) трущихся поверхностей из-за "опрокидывания" опоры. Причём "проталкивание" цилиндра происходит на величину в несколько десятых миллиметра, максимум 1-1,5 мм.

Если на турбине имеется АСУ ТП или хотя бы компьютерная информационная система, которая пишет параметры с датчиков, то при наложении графика вибрации на график АР ЦНД и ЦСД можно увидеть ступеньку скачка теплового расширения в момент изменения вибрации. Возможно аналогичный скачёк будет наблюдаться и на ОРР, так как цилиндр (цилиндры) сдвинутся относительно роторов.
Возможно такой небольшой сдвиг (скачёк) виден и на лентах самописцев, но точно сказать не могу, с самописцами не работал. Ленты должны хранится в цехе или возможно в ПТО.

НО! Это моя версия. Причина может быть другая. Надо идти методом исключения.


Последний раз редактировалось Вячеслав 10 май 2017, 22:09, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Проблемы с вибросостоянием турбины
СообщениеДобавлено: 10 май 2017, 18:55 
Не в сети

Зарегистрирован: 27 янв 2017, 12:23
Сообщений: 168
Согласно описанию проблемы(может ошибаюсь), скачки вибрации(больше-меньше) происходят постоянно, с разными временными интервалами.
Но если нагрузка стабильна, температуры всех конструкций стабильны, то откуда бесконечное расширение? Или периодическое расширение-сжатие.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Проблемы с вибросостоянием турбины
СообщениеДобавлено: 10 май 2017, 21:34 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 09 апр 2010, 11:48
Сообщений: 491
По нормативам, установившимся режим считается через 2 суток после выхода на стабильную нагрузку из холодного состояния.

В данном случае, если правильно понимаю, проведён пуск турбины из холодного состояния до холостого хода (возможно ещё и по скользящему графику) с последующим интенсивным набором 80-90% номинальной мощности. В зависимости от того, на какой дистанции начало прикусывать расширение цилиндра, скачки могут продолжатся от нескольких часов до суток и закончится стабильной повышенной вибрацией. Если из установившегося состояния повышенной вибрации снизить нагрузку мегаватт на 10-20 вибрация придёт в норму. При попытке в дальнейшем повысить мощность или при значительной разгрузке с последующим набором можно попасть опять в аналогичную ситуацию.
Тут такая ситуация, например быстро набрали 200 МВт, полезла вибрация, снизили мощность до 180, вибрация вроде пришла в нормальное состояние, через 1-5 часов вибрация может повысится и начаться её цикличные изменения скачками. Т.е. пока турбина полностью не прогреется (около суток) можно ожидать повышения вибрации в любой момент и на любой мощности и в последующем при изменении нагрузки можно опять попасть в повышенную вибрацию.

Если турбина относительно старая, то возможно сделаны приспособление для "расхаживания" стульев (ремонтники иногда вместо нормальной шабровки фундаментных плит делают такую приладу). Т.е. установлены болты (типа домкраты) для перемещения стула в поперечном направлении в пределах бокового зазора продольной шпонки. При повышении вибрации, при наличии такой прилады, можно попробовать подвигать стулья что возможно поможет цилиндру "пропихнуться".


Последний раз редактировалось Вячеслав 10 май 2017, 21:56, всего редактировалось 1 раз.

Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Проблемы с вибросостоянием турбины
СообщениеДобавлено: 10 май 2017, 21:50 
Не в сети

Зарегистрирован: 27 янв 2017, 12:23
Сообщений: 168
Первое сообщение было 5 мая, прошло 5 суток.Неужто была остановка?

Кроме того, в отличие от первого сообщения, стали замечать что изменение вибрации происходит моментально.В обе стороны.

В общем еще один вопрос автору.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 73 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: Google [Bot] и гости: 2


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron

Grekhov Andrey © 2009-2017 www.vdiagnostike.ru