В ДИАГНОСТИКЕ - www.vdiagnostike.ru
http://vdiagnostike.ru/forum/

Опоры подшипников
http://vdiagnostike.ru/forum/viewtopic.php?f=5&t=1390
Страница 1 из 1

Автор:  RotWeis [ 07 окт 2017, 08:30 ]
Заголовок сообщения:  Опоры подшипников

Здравствуйте. Объясните пожалуйста. В ГОСТ ИСО 10816-3-2002 границы зон вибрационного состояния зависят от класса опор-жесткие или податливые, и расписано как определить, какая опора к какому классу относится:
"Такое разграничение вытекает из соотношения между жесткостью машины и фундамента. Если первая собственная частота системы «опора-машина» в направлении измерений превышает основную частоту возбуждения (в большинстве случаев - частоту вращения ротора) по крайней мере на 25%, такую опору считают жесткой в данном направлении. Все остальные опоры считают податливыми".
"В ряде случаев опора будет жесткой в одном направлении и податливой в другом. Например, первая собственная частота в вертикальном направлении может быть существенно выше основной частоты возбуждения, в то время как собственная частота в горизонтальном направлении может быть значительно меньше. Такую конструкцию считают жесткой в вертикальном направлении и податливой в горизонтальном. При этом вибрационное состояние такой машины следует оценивать согласно классификации применительно к заданному направлению измерений".
Я не разобрался, как на практике определить класс опоры. Нужно ли для этого провести какие то дополнительные замеры вибрации, или класс опор можно определить глядя на конструкцию опоры? Конкретно интересуют опоры подшипников электродвигателей и центробежных насосов предназначенных для перекачки нефтепродуктов.

Автор:  Вячеслав [ 07 окт 2017, 13:55 ]
Заголовок сообщения:  Re: Опоры подшипников

Податливые опоры иногда можно определить визуально (подпружиненные, подресоренные, на резиновых "лаптях" и т.п.), часто оговорено в паспорте, иногда действительно необходимо проводить обследование (нестандартное, штучное оборудование или смонтированное на нештатном фундаменте или раме). Расписывать долго и нудно. Если интересно, в интернете много литературы или на курсах повышения квалификации спроси у преподавателя.

В твоём случае, опоры эл. двигателей и центробежных насосов жёсткие. И не дай бог станут податливыми (особенно выносные), это серьёзный дефект, вплоть до аварии.

Автор:  Николай 2 [ 09 окт 2017, 07:59 ]
Заголовок сообщения:  Re: Опоры подшипников

Можно снять скоростные вибрации на выбеге АФХЧ(зависимость вибрации от оборотов) и посмотреть проходит подшипник критику или нет. Так будешь знать собственные частоты системы «опора-машина» в направлении измерений и там уже решать, какая опора.

Автор:  Вячеслав [ 09 окт 2017, 12:24 ]
Заголовок сообщения:  Re: Опоры подшипников

Николай 2 писал(а):
Можно снять скоростные вибрации на выбеге АФХЧ(зависимость вибрации от оборотов) и посмотреть проходит подшипник критику или нет. Так будешь знать собственные частоты системы «опора-машина» в направлении измерений и там уже решать, какая опора.
Ну не совсем так!
1. Так мы определим "критику", т.е. резонансную частоту системы ротор-опоры-фундамент, а нам нужен резонанс конкретно опоры смонтированной на машине.
2. Зачастую в податливых опорах может быть жёсткий ротор, например -вентилятор на пружинных опорах, и наоборот - гибкий ротор в жёстких опорах, типа мощных турбин и турбогенераторов. В этих случаях результат данного опыта под большим вопросом!
3. Собственная частота податливой опоры не всегда ниже оборотной частоты, в таком случае этот опыт нам не даст вообще никакого результата, т.к. при выбеге не будет прохождения критики.
RotWeis писал(а):
В ГОСТ ИСО 10816-3-2002: "Такое разграничение вытекает из соотношения между жесткостью машины и фундамента. Если первая собственная частота системы «опора-машина» в направлении измерений превышает основную частоту возбуждения (в большинстве случаев - частоту вращения ротора) по крайней мере на 25%, такую опору считают жесткой в данном направлении. Все остальные опоры считают податливыми".
Надёжнее всё таки ударным способом.

Но! Самое главное. Жёсткость опоры закладывается конструктивно и её изменение в процессе эксплуатации, является дефектом, иногда очень серьёзным.

Чаще всего податливую опору можно определить визуально по упругим элементам, но иногда упругие элементы могут находиться внутри самой опоры, что то типа большого сайлентблока, внутри которого находится подшипник. Всяко в паспорте так или иначе это оговорено, хотя бы в виде уровня допустимой вибрации.

Ну и для общего развития:
http://blog.vibroexpert.ru/?p=942
http://blog.vibroexpert.ru/?p=1166

Автор:  mexanik [ 09 окт 2017, 13:12 ]
Заголовок сообщения:  Re: Опоры подшипников

Нефтегазовая отрасль сама издает внутренние документы по разным направлениям, в том числе и по оценке вибрационного состояния.
Например РД 39-30-1339-85.Почему тогда возникла необходимость обращаться к стандарту, который охватывает очень широкую номенклатуру
оборудования?

Автор:  Николай 2 [ 09 окт 2017, 15:04 ]
Заголовок сообщения:  Re: Опоры подшипников

Вячеслав писал(а):
Надёжнее всё таки ударным способом.

Вы считаете, что стучать молотком по опоре лучше, чем если это будет делать ротор?

Автор:  Вячеслав [ 09 окт 2017, 16:08 ]
Заголовок сообщения:  Re: Опоры подшипников

В данном случае - лучше!
Во первых - собственная частота податливой опоры, согласно ГОСТ, может быть выше оборотки на 25%. На выбеге такая опора не покажет резонанса ни по какому параметру и мы податливую опору, работающую вблизи собственного резонанса, ошибочно будем считать жёсткой.
Во вторых, резонансную частоту на разгоне и выбеге может "затягивать" процентов на 20! Можем получить не совсем достоверную картину.
В третьих, ударным способом, за малое время, без проблем проверить все опоры в разных направлениях и, для уточнения - несколько раз. При замерах "на выбеге", даже двухканальным прибором, придётся пускать механизм несколько раз, а большинство современных двигателей допускают не более двух пусков подряд, из холодного состояния.

Автор:  mexanik [ 10 окт 2017, 15:27 ]
Заголовок сообщения:  Re: Опоры подшипников

Прочел предыдущие вопросы RotWeisa на форуме.Вполне очевидно что автор вопроса новичок в вибродиагностике.И первое сообщение
Вячеслава достаточно коротко и ясно,как для новичка, дает ответ на заданный вопрос.
Остается только допытаться у RotWeisa, почему возник этот вопрос , и почему именно " интересуют опоры подшипников электродвигателей и центробежных насосов предназначенных для перекачки нефтепродуктов"?

Автор:  RotWeis [ 12 окт 2017, 18:37 ]
Заголовок сообщения:  Re: Опоры подшипников

mexanik писал(а):
Прочел предыдущие вопросы RotWeisa на форуме.Вполне очевидно что автор вопроса новичок в вибродиагностике.И первое сообщение
Вячеслава достаточно коротко и ясно,как для новичка, дает ответ на заданный вопрос.
Остается только допытаться у RotWeisa, почему возник этот вопрос , и почему именно " интересуют опоры подшипников электродвигателей и центробежных насосов предназначенных для перекачки нефтепродуктов"?

Вы правы, я новичок в этой области. Интересует именно эта тема, потому-что стоит задача провести контроль уровней вибрации центробежных насосов на нескольких установках нефтеперерабатывающего завода. Я до этого мерил тоько вибрацию трубопроводов, с насосами впервые столкнулся. Так-как из окружающих особо неукого проконсультироваться, пишу в форум.

Автор:  mexanik [ 13 окт 2017, 08:35 ]
Заголовок сообщения:  Re: Опоры подшипников

Так ты эти насосы видел вживую?

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/