В ДИАГНОСТИКЕ - www.vdiagnostike.ru
http://vdiagnostike.ru/forum/

Вентиляционная установка
http://vdiagnostike.ru/forum/viewtopic.php?f=5&t=1393
Страница 2 из 3

Автор:  mexanik [ 10 апр 2018, 20:19 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вентиляционная установка

OlegK, поостынь.Подумай сам и подскажи читателям форума, кто, где и в каких случаях делал диагностику по 144-й гармонике?В электрику не лезу, но в вибродиагностике это похоже тянет на Нобелевскую.

Автор:  Вячеслав [ 10 апр 2018, 22:59 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вентиляционная установка

Олег, похоже на динамический эксцентриситет воздушного зазора, причём с насыщением зубцовой зоны. Т.е. возможно имеется довольно приличный бой ротора, в пределах 8-15% воздушного зазора. В таком случае в низкочастотной части спектра должна наблюдаться довольно сложная комбинация из оборотки, 100герцовки, частоты скольжения, их гармоник и боковых полос из них.
По крайне мере зубцовая статора присутствует в спектре только при таком дефекте, а её боковые полосы на частоте оборотки, только при насыщении. Где-то у Баркова, я вроде читал, что первая гармоника зубцовой не всегда присутствует в спектре, в отличии от её боковых полос. Если найду - отпишусь.
Дефект крайне редкий. Ну или я с таким серьёзным боем ротора не сталкивался. Поэтому практически помочь не могу, только теория, а её ты и сам можешь посмотреть в литературе.
Единственно что могу подсказать. Такой сильный бой ротора может возникнуть, при прогибе вала из-за внутренних напряжений или если ротор варили сваркой при ремонте, ослаблении посадки бочки ротора на вал (практически болтанки в несколько десятков миллиметра) и при наплавлении и последующей обработки посадочных мест под подшипники. Но в таких случаях должен наблюдаться дисбаланс ротора, если только после наплавки и проточки шеек ротор или сварки на валу, ротор не отбалансировали на станке. Поэтому для начала выясни, проводились ли при ремонтах какие то работы на роторе у вас или в ремонтной организации.

Желательно проверить воздушный зазор при четырёх положениях ротора (повороты на 90 градусов) и при подозрении, вынуть ротор и проверить на призмах бой бочки.

В принципе 2399,5 вкладывается во вторую гармонику, посмотри какое у тебя разрешение спектра.

Автор:  OlegK [ 11 апр 2018, 01:22 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вентиляционная установка

mexanik: на Нобелевскую я не претендую, но как же диагностировать состояние агрегата где 50% это электродвигатель если не лезть в электрику.

Вячеслав: у меня ступор из-за того что при работе с системой регулирования есть только зубцовые частоты ротора, а при закороченном роторе только статорные.
Разрешение спектра 28 линий на 1 Гц.
На 500 оборотах картина проста: 1 и 2 оборотные не высокие, 100 с боковыми оборотными высокая, 143 и 145 гармоники (боковые от зубцовой статора) высокие и 2399,5Гц, основная энергия колебаний сконцентрирована выше механики, т.е. выше 3й оборотной.
На 400 оборотах: 1 и 2 оборотные ниже чем на 500-та, 100 с боковыми оборотными, 300 с боковыми оборотными (выше чем 100), 937Гц - это зубцовая ротора!!!, и вторая гармоника ротора есть; основная энергия колебаний сконцентрирована выше механики, т.е. выше 3й оборотной.
При переходе с 400 та на 500 оборотов виброскорость падает незначительно, виброперемещение довольно ощутимо уменьшается, но честно признаться я ожидал лучшего при исключении тиристорной схемы, а получилось кардинальное изменение слагаемых при практически неизменном вибросостоянии. Моя цель понять где дефект: схема управления или само железо двигателя, но на данный момент он и там и там но в разных сочетаниях условий эксплуатации, но штатная работа установки на 400 оборотах при сегодняшней длине подземных выработок.

Автор:  Вячеслав [ 11 апр 2018, 15:04 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вентиляционная установка

У тихоходных АД воздушный зазоры очень малы. У вашего, скорее всего, не более 1мм. При зазоре в 1мм, прогиб ротора на 0,1мм (бой 0,2мм), уже 10% несимметричности зазора. Это при выключенном двигателе. Под нагрузкой, ротор дополнительно прогибается под действием электромагнитного тяжения и чем относительно длиннее ротор , тем больше прогиб. Примерно при 15% эксцентриситета зазора наступает насыщение зубцовой зоны.
При динамическом эксцентриситете в спектре присутствует зубцовая ротора модулированная обороткой (у бездефектного двигателя может присутствовать роторная с +100герцовкой) и может присутствовать зубцовая статора без модуляции, в НЧ обязательно 100герцовка и вторая её гармоника, а также возможна 300герцовка.
При том же дефекте с насыщением появляется зубцовая статора модулированная обороткой, причём большим количеством обороток (3 и более), а в НЧ 100герцовка модулированная обороткой.

Похоже что имеется динамический эксцентриситет и при 500 оборотах начинается частичное насыщение зубцовой зоны из-за дополнительного прогиба ротора, возможно небольшого участка. Картина смазана толи из-за фазного ротора, толи из-за многополюсности двигателя.

Если ротор подвергался ремонту, особенно восстановлению посадочных мест подшипников, то это косвенно подтверждает версию с боем ротора.

Уточнить можно только качественным замером воздушного зазора и при подтверждении дефекта, окончательно удостоверится замером боя бочки ротора на призмах.

Из меня консультант по данной теме - никакой. Тем более двигатель с фазным ротором и регулировкой оборотов, а это точно не моё.
Поэтому советую обратится к разработчику методов диагностики, в том числе, эл. двигателей по вибрации и току А.В. Баркову на форуме:

http://vibro-expert.ru/oglavlenie/list-forums/

Но надо либо вложить в сообщение спектры, либо качественно их описать, желательно с уровнями основных линий (оборотки, 100 и 300 герцовок, зубцовых, частота и кол. боковых) и описать двигатель (тип, режим работы, принцип регулирования оборотов).

Автор:  OlegK [ 11 апр 2018, 17:58 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вентиляционная установка

Вячеслав писал(а):
При динамическом эксцентриситете в спектре присутствует зубцовая ротора модулированная обороткой (у бездефектного двигателя может присутствовать роторная с +100герцовкой) и может присутствовать зубцовая статора без модуляции, в НЧ обязательно 100герцовка и вторая её гармоника, а также возможна 300герцовка.
При том же дефекте с насыщением появляется зубцовая статора модулированная обороткой, причём большим количеством обороток (3 и более), а в НЧ 100герцовка модулированная обороткой.

Есть одна проблема - при 500 оборотах в моих спектрах НЕТ зубцовой ротора, она есть только на 400 оборотах, но там уже играет свою роль система регулирования которая режет некорректно синусоиду.

Автор:  OlegK [ 11 апр 2018, 18:22 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вентиляционная установка

Я тут на страничке http://vibrocenter.ru/book8.htm нашел такой интересный текст:
"3.2.6.8. Дефекты зубцово - пазовой структуры
Такая неисправность не очень часто встречается в практике, но, тем не менее, ее можно достаточно просто описать и успешно диагностировать.
Условно эту неисправность можно представить в виде ротора, у которого отсутствует один ферромагнитный зуб. Это приводит к тому, что мимо пазов статора перемещается «магнитный непериодический» элемент, наводящий в обмотке статора импульсы, число которых за один оборот будет численно равно числу пазов на статоре. На спектре вибрационного сигнала это будет представлено пиком на частоте, равной произведению частоты вращения ротора на число пазов статора.
Не вдаваясь в тонкости физического описания, следует также сказать, что дефектный зуб будет модулировать и электромагнитную силу статора. Это будет происходить потому, что дважды за свой один оборот вращающееся поле «будет натыкаться» на дефект магнитной проводимости воздушного зазора двигателя, на «отсутствующий» зуб ротора. На спектре вблизи пика зубцовой частоты появятся два зеркально расположенных пика, сдвинутых относительно своего "главного пика" на частоту электромагнитной силы Fэм, как уже неоднократно говорилось равную удвоенной частоте питающей сети.
Наиболее сложным для диагностики будет спектр вибрации при наличии магнитных дефектов на роторе и статоре одновременно, причем дефектов множественных. На спектре будут присутствовать зубцовые частоты ротора и статора, а также будут частоты их биения, зашумленные множественными «зеркальными» пиками.
«Положительным» при этом будет то, что при таком дефекте обычно сильно падает тяговое усилие, возрастает потребляемый ток и двигатель очень быстро выходит из строя, обычно раньше, чем персоналу удается записать спектры и выявить множественный магнитный дефект методами вибрационной диагностики".

Если я правильно понимаю то при определенных условиях на спектре будет только статорные пазы (как у меня) но нет упоминаний о их 2й гармонике. И как то все равно не понятна природа дефекта.
И на моем спектре у пазовой статора нет боковых гармоник Fэм, и опять таки нет основной гармоники пазов статора а правая и левая!

Автор:  mexanik [ 11 апр 2018, 22:20 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вентиляционная установка

Если бы можно было делать ставки по поводу решения обсуждаемого вопроса, поставил бы фсё , на то что вопрос в корне решен не будет.

Почему?Все просто.Работал агрегат на весьма малой скорости, которая как правило не предрасполагает к большим уровням вибраций.Но она, вибрация, обнаружилась.Да еще осевая.Да еще ротор движка тянет на механизм.Да еще подшипники съедаются как хлебушек, при хороших щах.Задумался OlegK, и всех читателей озадачил. Посудачили(кто подключился), ничего как бы не нарыли.А потом - хлоп!

Разъединили двигатель с коварным вентилятором, и что: где сравнения с тем что было и как стало?Какая осевая?Куда тянет ротор?Подшипники в порядке?

Но зато на первый план вылезли двухпорядковые гармоники с непонятными уровнями.Как по мне,то при такой звуковой вибрации Олег должен был написать, что двигатель поет, воет или нечто подобное.Не написал.Почему?

Автор:  OlegK [ 12 апр 2018, 02:27 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вентиляционная установка

mexanik: агрегат не разделяли, пока что - все еще впереди)))
Двухпорядковые гармоники, если открыть того же Баркова, Русова и т.д., не есть что-то экстраординарное.
Пения и воя двигателя в моем случае нет, как уже говорилось выше даже на здоровом двигле есть гармоники ротора и эти частоты в звуковом фоне всегда присутствуют, значительно показательней пение и вой при отпадении фазы, а в данном случае сильных звуков и не будет.
Кстати по подшипникам которые съедаются: поставщик снял кольца поддержки сепаратора и у третей организации проверил твердость, оказалась не в нормативах, сейчас кольца заменили - скоро буду смотреть спектры.
Нарыли не нарыли - форум это место высказывания различных точек зрения и версий и лично для меня интересен каждый вариант так как он может запросто быть верным!

Автор:  mexanik [ 12 апр 2018, 09:31 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вентиляционная установка

Помучал за последнее время привод электродвигателя

Это выражэение я понял так, что двигатель исследовался обособленно, без вентилятора ;)

Автор:  mexanik [ 13 апр 2018, 22:11 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вентиляционная установка

Читая сообщения Олега, начиная с самого первого, надо понимать, что основная проблема в подшипниках вентилятора.Вот туда и надо копать.
Или я чего то не понял.

Автор:  OlegK [ 26 апр 2018, 13:23 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вентиляционная установка

Прошу помочь: возле оборотных гармоник которых больше 10 (при довольно новых подшипниках) вижу боковые пики отстоящие на 2,1Гц.
По букварям проблемы фундамента проявляют себя на частотах 0,33 х Fоборотной, при частоте вращения 6,645Гц это 2,19 Гц, но на этой частоте я не вижу каких-либо пиков (есть 1,5Гц) но есть именно боковые гармоники 2,1 Гц возле большого количества оборотных гармоник.

Автор:  Вячеслав [ 26 апр 2018, 14:34 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вентиляционная установка

В данном случае, определяющее это более 10 гармоник оборотки! А чем они модулируются - вторично.
В механизме присутствуют удары и судя по количеству гармоник оборотки - в подшипнике или максимально близко к нему.
Соответственно, это либо ослабление посадки (проворот) одного из колец, либо очень большой радиальный зазор в подшипнике (износ подшипника) или какой-то зазор в креплении корпуса подшипника. Возможно ослабло крепление корпуса подшипника к раме или фундаменту, но для такого случая многовато гармоник, хотя проверить не мешает.
Ощупай, для начала, все стыки в районе данного подшипника на предмет относительного движения деталей.
Если есть стационарный контроль температуры подшипников, то можно посмотреть архив примерно за неделю, максимум месяц, перед стабильным проворотом одного из колец, температура подшипника начинает плавать примерно по синусоиде или "пилообразно", особенно хорошо видно при провороте наружного кольца.

Автор:  OlegK [ 26 апр 2018, 17:34 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вентиляционная установка

Подшипники новые, в них только что поменяли кольца под сепараторами, раз в неделю вскрываются боковые щиты для визуального осмотра на предмет износа (если помните там колечко жрало роликами).
Разница в общем уровне вибрации опоры и рамы в 1,77 раза (намек на трещину в раме), рама и анкер фундаментный имеют одинаковый уровень вибрации.
При ощупывании никаких криминальных перемещений нет.
Проворот эксплуатация в своей практике видела, как по температуре наблюдать тоже сказали что в курсе, признаков не наблюдают.
Стояк крепится к раме шпильками, рама шпильками крепится к фундаменту (порядка 6 метров глубиной)

Автор:  OlegK [ 26 апр 2018, 17:41 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вентиляционная установка

Спектр виброскорости

Вложения:
2П.jpg
2П.jpg [ 69.7 KIB | Просмотров: 7563 ]

Автор:  Вячеслав [ 26 апр 2018, 18:30 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вентиляционная установка

Я думал, что у тебя "лес" оборотных гармоник!
Нормальная картинка. Вибрация в норме. Механизм тяжёлый, немного подраздолбанный, в сферических подшипниках зазоры изначально слегка великоваты. Вот немного и постукивает. Что в принципе нормально. Возможно из-за регулирования оборотов двигателя, пульсирует крутящий момент, что добавляет стукоток в люфтах и зазорах. Возможно и муфта свои пять копеек добавляет.
В принципе не вижу криминала. Кроме непонятно откуда 100герцовка. Может как-то пролазит с двигателя.
Самое неприятное, что вроде как наблюдаются частоты наружной и внутренней обойм подшипника. У меня нет точных данных по подшипнику, но примерно 51 и 102Гц могут быть 1 и 2 гармониками наружной обоймы, а 68 и 136Гц внутренней. Так что тут больше надо обращать внимание на их динамику во времени, а не на следы оборотки.

Автор:  OlegK [ 26 апр 2018, 19:01 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вентиляционная установка

В районе 100-ки много оборотных с боковыми +-2,2Гц - я про этот "лесок" ))
Наружная обойма 44,37 и 88,74 Гц (они есть)
Внутренне кольцо 62,04 и 124,09 Гц (есть только первая)

Автор:  Вячеслав [ 26 апр 2018, 19:26 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вентиляционная установка

При таких уровнях, это всё "следы". Уровни гармоник оборотки ниже 0,1мм/с, это ни о чём, где-то небольшие люфты отыгрывают, где-то резонанс чего-то "отзванивается". А вот за подшипниковыми частотами надо последить, это уже "звоночек" если уже видно на низких частотах, да и 100герцовка, чисто теоретически, вопросы вызывает.

Автор:  OlegK [ 26 апр 2018, 19:45 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вентиляционная установка

Ну а теперь по 100ке:
Прикладываю спектры начала апреля и середины по корпусу статора и по ротору электродвигателя.

Вложения:
ротор АД осевое 3 опора середина апреля.jpg
ротор АД осевое 3 опора середина апреля.jpg [ 60.44 KIB | Просмотров: 7557 ]
Корпус статора в поперечном середина апреля.jpg
Корпус статора в поперечном середина апреля.jpg [ 54.33 KIB | Просмотров: 7557 ]
Корпус статора в осевом середина апреля.jpg
Корпус статора в осевом середина апреля.jpg [ 49.6 KIB | Просмотров: 7557 ]

Автор:  OlegK [ 26 апр 2018, 19:48 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вентиляционная установка

елки-палки, нельзя много вложений за один раз, неудобно!

Вложения:
ротор АД осевое 4 опора середина апреля.jpg
ротор АД осевое 4 опора середина апреля.jpg [ 56.13 KIB | Просмотров: 7556 ]

Автор:  OlegK [ 26 апр 2018, 19:50 ]
Заголовок сообщения:  Re: Вентиляционная установка

Теперь начало апреля

Вложения:
ротор АД осевое 3 опора начало апреля.jpg
ротор АД осевое 3 опора начало апреля.jpg [ 55.02 KIB | Просмотров: 7554 ]
Корпус статора в поперечном начало апреля.jpg
Корпус статора в поперечном начало апреля.jpg [ 50.45 KIB | Просмотров: 7554 ]
Корпус статора в осевом начало апреля.jpg
Корпус статора в осевом начало апреля.jpg [ 53.89 KIB | Просмотров: 7554 ]

Страница 2 из 3 Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
http://www.phpbb.com/