Скупой платит дважды, или о пользе диагностики и вреде «эффективных менеджеров».
В один из капитальных ремонтов на непрерывно-заготовочном стане заменили одну из вертикальных клетей, представляющую собой не только набор прокатных валков, но и двухпоточный редуктор, преобразующий вращение горизонтального силового вала со скоростью ~350об/мин во вращение двух вертикальных валков со скоростью 30об/мин. В общем, солидный тихоходный агрегат высотой с 3-хэтажный дом и с очень низкой виброактивностью.
Как раз к этому моменту нашу службу оснастили прибором СД-12 с соответствующим ПО и пригласили через неделю после запуска отремонтированного стана для проверки его вибросостояния. И вот после обмера заменённой клети на спектре огибающей на верхнем подшипнике одного из выходных валов был отмечен явно выраженный пик на сепараторной частоте. ПО «Dream» определило величину дефекта, как «среднюю». Но надо учесть, что снимались спектры с корпуса редуктора, а подшипник сидит не непосредственно в корпусе, а в промежуточном стакане, т.е. между датчиком и подшипником было три поверхности раздела и плюс расстояние от датчика до подшипника было ~500мм (конструктивно это был возможный минимум). Поэтому информация была незамедлительно доведена до мех.службы цеха. Там к ней отнеслись со всей серьёзностью, и при первой же возможности открыли крышку подозрительного подшипника, благо сверху доступ к нему несложен. А там!.. Сепаратор практически перестал существовать, т.к. всё это время подшипник работал всухую. Произошло это из-за того, что ремонтники забыли(!) подвести к нему смазку. Необходимо было срочно менять подшипник, но для этого требовалось примерно на полсмены остановить стан и, соответственно, понести сиюминутные убытки. И «эффективный менеджмент» (выше цеха) принимает решение катать дальше.
В течение следующего месяца я ещё несколько раз обмерял эту клеть. Естественно, через какое-то время в спектрах огибающих начали появляться признаки деградации нижнего подшипника этого же вала. И, наконец, через месяц с небольшим после начала эксплуатации он «приказал долго жить». Клеть пришла в полную негодность, и теперь, чтобы заменить уже два подшипника, пришлось-таки останавливаться на сутки и менять полностью клеть (чтобы заменить нижний подшипник, нужно разобрать клеть).
Осадок остался неприятный. Шикарная аппаратура, прекрасная программа диагностики подшипников качения (тут «ВАСТ» выше всяких похвал), своевременная подсказка, и всё «коту под хвост»! Обидно!