mechanist писал(а):
Замечательный подход к снижению вибрации консольных вентиляторов - осевая вибрация меня не касается!
Там, мол, прогиб вала, аэродинамика чего-то на оборотной составляющей, обкатывание обоймы подшипника.
Жаль, муфты нет, а то бы и ее туда же.
Ты просто путаешь теплое с мягким!
В более чем 90%, высокая осевая вибрация вопрос диагностики, а не балансировки. Встречается оборудование где при балансировки надо учитывать осевую составляющую, но это, к счастью, достаточно редкая экзотика. Хотя довольно часто из-за конструктивных или иных особенностей (например высокая податливость в осевом направлении) высокая осевая вибрация есть производная от высокой радиальной, как скорее всего и в данном случае.
Попробую максимально перечислить причины по котором может возникнуть высокая осевая вибрация на данном оборудовании:
1. ДН-12,5 часто монтируется не на фундаменте, а на довольно хлипкой сварной раме. Улитка вентилятора крепится к раме или фундаменту накладным уголком, т.е. по линии, примерно на уровне лап двигателя. Дисбаланс рабочего колеса вызывает высокую вибрацию подшипниковых узлов двигателя которая передаётся на раму и соответственно присоединенную к ней улитку. Центр массы улитки смещён относительно оси симметрии двигателя в вертикальной плоскости из за своей формы и в горизонтальной из за линии крепления к раме значительно ниже оси механизма. Улитка имеет относительно большую инерционную массу, как свою собственную, так и за счёт присоединённых к ней газоходов. Т.е. высокую вертикальную и поперечную вибрацию улитка как бы преобразует в свои изгибные колебания, которые возвращает раме в виде осевой вибрации. При уменьшении радиальной снижается и осевая вибрация, т. к. они взаимосвязаны. Это, на мой взгляд, наиболее вероятная причина высокой осевой вибрации в данном случае.
2. Попробуем вспомнить азы сопромата. Имеем балку на двух опорах с развитой консолью. Если нагрузить консоль вертикально вниз, то балка в пролёте изогнётся вверх. Ротор двигателя/вентилятора, в нашем случае, оперт на подшипники и имеет развитую консоль нагруженную центробежной силой от дисбаланса колеса. При прогибе ротора в пролёте на шарикоподшипниках двигателя возникнет осевая противофазная вибрация. В ходе балансировки, при снижении дисбаланса, прогиб будет уменьшатся снижая осевую вибрацию. Вопрос только в том на сколько реально может прогнутся достаточно жёсткий ротор двигателя. Это менее вероятная, чем предыдущая, причина, но при балансировке надо иметь её в виду, т.к. она, в данном случае, может вызывать появление дефекта воздушного зазора с появлением дополнительных составляющих оборотной частоты.
3. Увеличенный по той или иной причине зазор в заднем подшипнике эл.двигателя, являющемся в данном случае фикспунктом и несущем осевую нагрузку. В вентиляторах с ходовой частью осевую нагрузку несут, чаще всего, пара радиальноупорных подшипников имеющих осевой натяг, указанный в паспорте и при износе подшипников или по другой причине при появлении люфта появляется жёсткая осевая вибрация с картиной ударов в спектре. Изменение дисбаланса практически никак не влияет на уровень осевой вибрации при данном дефекте, вернее влияет незначительно.
4. Срыв или искажение потока в проточной части вентилятора (в т.ч. и помпаж) из за сильной деформации лопаток или попадания постороннего предмета в рабочее колесо, поломка или неправильная регулировка (неравномерное открытие) регулирующих лопаток на всасе, дросселирование или полное перекрытие потока на напоре ну и т.д и т.п.. Картина спектра в осевом направлении довольно хаотичная. Данный дефект никак не связан с дисбалансом.
5. При наличии у вентилятора ходовой части осевая вибрация может возникать при угловой расцентровке и дефектах муфты - как то погнутые или болтающиеся в посадочных местах пальцы. Изменение дисбаланса рабочего колеса мало влияет на изменение осевой вибрации вызваной этим дефектом.
mechanist писал(а):
А то, что одиночным грузом в одной плоскости можно снизить почти до нуля вибрацию в одном направлении измерения - так это основы балансировки.А куда девать другие направления?Знамо куда-читаем первый абзац.
При дисбалансе рабочего колеса консольного вентилятора (не принимая во внимание дисбаланс ротора двигателя и вентилятора обдува двигателя) одиночный груз в основной диск изменяет дисбаланс и соответственно вибрацию
вызванную оным во всех направлениях.
Это и есть основы балансировки! Если при балансировке вибрация ведёт себя неадекватно в каком-то направлении, ищи засаду типа задевание/затирание вращающихся частей за неподвижные, радиальная расцентровка и т.д. и т.п., в том числе и выше перечисленные.
Кстати, возможные причины укатывания при останове, динамически отбалансированного ротора, описаны мною чуть выше в этой теме.