О правильном направлении вращения.
Когда-то давно моего молодого коллегу вызвали на балансировку сравнительно небольшого вытяжного вентилятора (диаметр колеса 800мм, скорость 1000об/мин на роторе и 1500об/мин на двигателе, ременная передача, 6-е исполнение). Его только что смонтировали на новом участке, и при запуске его затрясло. Весь день юный виброналадчик прокувыркался на этом агрегате и ушёл, так и не добившись результата. Тогда на другой день пошёл туда я, как более опытный товарищ. Внешний поверхностный осмотр не показал никакого криминала. Первый пуск – вибрация приличная, в основном на первой гармонике, но с довольной приличной «бородой» на более высоких. Я решил попробовать всё-таки сбить первую гармонику балансировкой, а там жизнь покажет. И вот вешаю я пробный груз (струбцинка) на входную кромку лопатки и вдруг замечаю, что геометрия лопаток не соответствует направлению вращения, которое я, естественно, засёк для отсчёта углов. Я обратился к стоявшим тут же механикам: «Так у вас колесо не в ту сторону кру…», – и осёкся, увидев улитку. Колесо и улитка были выполнены для разных направлений вращения! Теперь я уже указал на это несоответствие, и мы договорились, что через две недели сварят новую улитку и к ней воздуховод (другого колеса у них не было). Когда в условленный срок я вновь пришёл на этот агрегат, балансировка прошла просто по учебнику: начальный пуск – пробный пуск – контрольный пуск. Больше с этим агрегатом проблем не было. А я взял за правило при первом знакомстве с любым вентилятором проверять соответствие колеса, улитки и направления вращения. И нет-нет, да попадались любопытные экземпляры. Например, такой. Пригласили меня на балансировку отопительного агрегата в прокатном цехе. Это был приличных размеров (колесо 2200мм) тихоходный вентилятор 6-го исполнения (скорость ротора 500об/мин, двигателя 1000об/мин). Предварительно механик цеха мне сказал: «Он стоит у нас уже лет двадцать, но мы им практически не пользуемся. Во-первых, трясёт его сильно, а во-вторых, дует он еле-еле. На пять метров отойдёшь, и будто и нет его. Мы уж чего только с ним не делали. Ничего не помогает. Но для комиссий по ТБ вынуждены включать, а они нам предписание выдали на устранение вибрации. Так что ты там как-нибудь хоть маленько её сбей для отчёта». После этого напутствия я пошёл к агрегату. Он стоял на раме, которая в свою очередь, покоилась на стандартных пружинных виброопорах. На первом пуске вибрация превысила 1000мкм. Я попросил открыть люк доступа к колесу. Заглянул, посмотрел на лопатки. Дальше произошёл такой диалог:
– Ребята! Он же у вас не в ту сторону крутится!
– Как не в ту? Он всегда в эту сторону крутился.
– Все двадцать лет?
– Да.
В общем, я убедил электриков перекинуть концы на двигателе. После чего балансировка прошла быстро, легко и с хорошим результатом. А главное, восторг цеховых:
– А дует-то как! Ураган!
А то! Как же он мог дуть без хорошей балансировки.