Виброналадка турбовоздуходувки ТВ-350.
После ремонта печного вентилятора ТВ-350 (мощность двигателя 90 кВт, скорость 3000об/мин) я был по сложившемуся порядку приглашён на запуск агрегата в эксплуатацию. Перед запуском из разговора с обслуживающим персоналом выяснил, что в процессе ремонта были заменены подшипники ротора воздуходувки и двигатель. Сама воздуходувка представляет собой валопровод из двигателя и 2-хопорного ротора с консольно сидящим рабочим колесом, соединённых между собой муфтой МУВП. Первый же запуск едва не привёл к разрушению агрегата. Вибрация была столь высока, что вал бил по улитке, высекая снопы искр. Впопыхах сделанный замер в одной точке (возле колеса) показал размах около 1000 мкм (это при 3000 оборотов!). Все попытки хоть как-то снизить вибрацию балансировкой с колеса или с муфты ни к чему не приводили. Амплитуда оставалась практически неизменной, а фаза вела себя совершенно непредсказуемо. Надо сказать, что бригадир эксплуатационников, присутствовавший при этом, сам ранее около 20 лет отработал мастером на участке ремонта роторов энергетического оборудования и прекрасно знал, как на работе агрегата сказываются те или иные дефекты сборки. Данный агрегат собирался под его руководством, и у меня не было оснований сомневаться в качестве работ. То есть такие дефекты, как слабая посадка насадных деталей, просто отметались. После нескольких неудачных попыток балансировки было принято решение проверить и при необходимости отбалансировать отдельно полумуфту двигателя. Для этого с муфты сняли все пальцы и запустили двигатель. Первоначальная вибрация составила около 150 мкм и была снижена до приемлемых 20 мкм балансировкой полумуфты (установкой дополнительных грузов в технологические отверстия). После этого муфту снова собрали и вновь запустили агрегат. Вибрация несколько снизилась (примерно до 700 мкм), вал по улитке уже не бил, и это позволило провести полный обмер агрегата, который показал, что проблемным местом является муфта. Однако балансировка её по-прежнему не удавалась. Было ощущение, что требуется установка на неё значительной массы, а существующие технологические отверстия не позволяли это сделать. Расчётная масса (около 400г) вызывала у меня большие сомнения, но я не мог найти какого-то другого приемлемого решения. Поэтому я дал указание снять полумуфту, доработать её под установку новых масс, и на это время взял тайм-аут, втайне надеясь, что за день-два что-нибудь да придёт в голову. Как оказалось, я поступил совершенно правильно. Через два дня меня вновь пригласили на этот же агрегат и рассказали, что когда сняли полумуфту с ротора вентилятора, обнаружили в ней трещину по посадочной поверхности, расположенную вдоль оси полумуфты. Естественно, полумуфту заменили. После этого ничего интересного не было. При первом пуске вибрация составила 150 мкм, а после балансировки муфты была снижена до 35 мкм под полной нагрузкой при паспортном допуске 50 мкм. Вся балансировка заняла 20 минут. Дефектная полумуфта плотно сидела на валу, пока ротор не раскручивался. А при выходе на рабочие обороты посадка «раскрывалась», и полумуфта занимала самые произвольные положения, что и приводило к «гулянию» фазы, как это и должно быть при слабых посадках. Трещину никто не мог увидеть, пока полумуфту не сняли.
|