О бедной заслонке замолвите слово… Речь пойдёт о нагнетателе Н-6500. Данный агрегат (двигатель 2000кВт, 1500об/мин; ротор диаметром 2000мм, массой 5т) стоял в системе «сухой» газоочистки. Поэтому ротор, подвергавшийся равномерному абразивному износу, требовал лишь иногда балансировки после замены на новый. От замены до замены, пока циклоны были «в форме», проходило год – полтора. С такой частотой я его (нагнетатель) и посещал. Но в один прекрасный день циклоны газоочистки приказали долго жить (вся система была чуть ли не моего возраста), и начался мор роторов. Теперь их хватало на 7 – 10 дней! Это при том, что износ лопаток не ограничивали паспортными 4-мя мм, а доводили до появления дыр! Вместо того, чтобы срочно остановиться на ремонт газоочистки, руководство (слава «эффективным менеджерам»!) приняло решение продолжать производственный процесс, меняя ротора, как перчатки. Между прочим, тогда (2005 год) новый ротор стоил примерно 1 млн.руб. Существовала на родственном предприятии технология их восстановления. Просили за неё 300 тыс.руб. Но и этих денег не нашлось. Ну, это так, к слову… И стал я ходить на этот агрегат, как по расписанию. А бригада ремонтников так набила руки, что однажды поменяли ротор за 4 часа. Длилось это почти год. Агрегат, учитывая, массы роторов, запускался только на холостом ходу (при закрытой заслонке на выхлопе). За этим на каждом запуске внимательно следил цеховой электрик (следил по сигнализации, а не по току, что важно). Как только агрегат выходил на обороты, он важно давал команду: «Открыть заслонку!», и после этого я начинал измерения. Надо сказать, что у агрегатов этого типа есть такая особенность: при появлении рабочей нагрузки ротор «всплывает», и вибрация несколько уменьшается. А у меня есть такая привычка: после запуска агрегата до измерений пощупать подшипники руками. И вот однажды я вдруг отметил, что рукой не ощутил заметной разницы между вибрацией с закрытой заслонкой и с открытой. Меня это немного удивило, я потом сообщил о своих ощущениях механику цеха, но тот отмахнулся. И в самом деле, агрегат работает без замечаний, никаких проблем не возникает, чего ещё надо? Так и продолжалось – «Открыть заслонку! – Закрыть заслонку!». Наконец, абразивная пыль начала проедать улитку, газоходы, и было принято решение всё-таки останавливаться на ремонт. Пыли в щели за неделю налетало столько, что подшипниковые стойки перед каждой заменой ротора буквально лопатами выкапывали. И вот разобрали улитку, выкатили ротор и полезли смотреть газоход на выхлопе, где чего заварить, подварить, заменить. Каково же было удивление дефектовщиков, когда на месте заслонки они обнаружили лишь обломки осей торчащие из стенок газохода. Причём обломки были очень хорошо вылизаны, как будто специально зашлифованы. Т.е. заслонки уже давно не было. Нашли её позже дальше в газоходе под толстым слоем пыли. Узнав об этом, я долго смеялся, вспоминая важного электрика с его «Открыть заслонку! – Закрыть заслонку!» Можно, конечно, меня упрекнуть, что я не допёр сразу, что заслонки нет, а просто ограничился сообщением механику. Ну так я русский человек, а значит, силён задним умом.
|