В ДИАГНОСТИКЕ - www.vdiagnostike.ru

Форум по вибрации, вибродиагностике, виброналадке, центровке, балансировке, теплодиагностике и методах НК промышленнного оборудования.
Текущее время: 27 ноя 2024, 00:47

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 19 ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Осевой сдвиг ротора синхронного электродвигателя.
СообщениеДобавлено: 23 янв 2013, 19:02 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:07
Сообщений: 41
Начну, пожалуй, с благодарности активным участникам форума. Почерпнул для себя много нового.
Теперь о проблеме. Имеем привод компрессора через редуктор, синхронник СТД, 10Мвт, 3000об. 1979 года выпуска. При пуске и взятии нагрузки наблюдается смещение ротора эдв от оси симметрии в сторону редуктора, соответственно упирается в галтели и жгет подшипник. При этом уровень вибрации-2-3 мм/с. На холостом все в норме. Муфта зубчатая, центровка, опоры- в порядке. Сам не сталкивался, но в литературе как одна из причин данного явления указывается неравномерное старение изоляции ротора и статора. Рассматриваю как основную версию. К то либо сталкивался с подобным?


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Осевой сдвиг ротора синхронного электродвигателя.
СообщениеДобавлено: 24 янв 2013, 06:11 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 09 апр 2010, 11:48
Сообщений: 596
Старение изоляции обмоток проблема чисто электриков, на осевой сдвиг никак не влияет.
Возможно сильное замыкание («пожар») активной стали ротора и статора. Для двигателя 1979 года выпуска это, скорее всего, может быть связано с сильными задирами железа при грубых выемках ротора. Но маловероятно что этого дефекта хватит чтобы утянуть ротор на 4-6 мм.
На холостом ходу делали метки на роторе и вскрывали подшипники для определения рабочего положения ротора относительно подшипников (разбег)? Или просто контролировали вибрацию и температуру подшипника? Из-за малой силы осевого тяжения на токах холостого хода, утыкание заплечика вала в торец подшипника внешне может никак не проявится.
Возможно утягивание ротора двигателя муфтой или механизмом. Хотя дефектная муфта в основном отталкивает ротор на двигатель. Если в редукторе косозубая передача, то при неправильной регулировке зазоров радиально-упорных подшипников первичного вала или при их разрушении ротор двигателя может утягиваться в ту или иную сторону в зависимости от направления косозубки. Проверь осевой разбег первичного вала редуктора.


Последний раз редактировалось Вячеслав 24 янв 2013, 06:55, всего редактировалось 2 раз(а).

Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Осевой сдвиг ротора синхронного электродвигателя.
СообщениеДобавлено: 24 янв 2013, 06:39 
Не в сети

Зарегистрирован: 27 мар 2012, 06:33
Сообщений: 85
Откуда: Новосибирск
Shaman писал(а):
Начну, пожалуй, с благодарности активным участникам форума. Почерпнул для себя много нового.
Теперь о проблеме. Имеем привод компрессора через редуктор, синхронник СТД, 10Мвт, 3000об. 1979 года выпуска. При пуске и взятии нагрузки наблюдается смещение ротора эдв от оси симметрии в сторону редуктора, соответственно упирается в галтели и жгет подшипник.


Вряд ли изоляция. Надо осмотреть муфту на предмет износа и равномерности прилегания, ее может закусывать....
но наиболее вероятная причина - смещение магнитных полей ротора и статора.. Надо копать в наплавлении- когда появился дефект, что перед этим делали.. Меняли ротор, двигали статор или подшипники.. Если никаких работ не делали осмотреть активную сталь на роторе, статоре на предмет локальных нагревов..
У компрессора есть осевой разбег?


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Осевой сдвиг ротора синхронного электродвигателя.
СообщениеДобавлено: 24 янв 2013, 11:15 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:07
Сообщений: 41
Вячеслав писал(а):
Старение изоляции обмоток проблема чисто электриков, на осевой сдвиг никак не влияет.
Вот ссылка: http://www.ngpedia.ru/id416205p2.html.
Осевой разбег вала редуктора - 0,2мм. Состояние зубьев муфты хорошее. Если информация от персонала достоверная, подрезали опорную поверхность тумбы со стороны муфты, иначе невозможно было отцентровать. Больше никакие работы на нем не производились. Уклон вала-0,3мм/1м. На холостом все нормально, ротор встает по центру подшипников.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Осевой сдвиг ротора синхронного электродвигателя.
СообщениеДобавлено: 24 янв 2013, 12:33 
Не в сети

Зарегистрирован: 27 мар 2012, 06:33
Сообщений: 85
Откуда: Новосибирск
Видел зубчатую муфту на ПЭ-580, внешне дефектов нет, толька пятна контактов по кругу полный коллапс выдавали- часть на рабочей поверхности, часть на тыльной :)) - неравномерный шаг зубьев на полумуфте или на коронке, при сборке часть зубьев тыльной стороной касалась коронки.. Осматривали пятна контактов или просто внешний вид зубьев?
Если агрегат длительное время работал со значительной расцентровкой, на муфте будет износ под это их взаимное положение, который может тянуть при правильной центровке ротор ЭД. Какая схема компрессора? ЭД, мультипликатор, компрессор? На мультипликаторе шевронная передача запросто может утягивать ротор ЭД, надо проверить зацепление в редукторе, нанести метки на вал редуктора и контролировать смещение вала редуктора при работе в осевом направлении, проверить наличие зазоров между полумуфтами и коронкой в осевом направлении.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Осевой сдвиг ротора синхронного электродвигателя.
СообщениеДобавлено: 24 янв 2013, 12:46 
Не в сети

Зарегистрирован: 13 апр 2010, 23:07
Сообщений: 41
Да, эд, мультик, компрессор. Осевой разбег мультика-0,2мм, вряд ли он тянет. На полумуфтах профиль бочкообразный, на проставке -трапеция. Вроде все ровненько, явного износа не наблюдается. Кстати, проставку меняли. И на моей памяти при износе зубьев всегда происходило отталкивание ротора, а здесь наоборот втягивание.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Осевой сдвиг ротора синхронного электродвигателя.
СообщениеДобавлено: 24 янв 2013, 13:29 
Не в сети

Зарегистрирован: 27 мар 2012, 06:33
Сообщений: 85
Откуда: Новосибирск
меняли в этот ремонт? если да, то ее и смотрите. А толкать или тянуть будет коронка зависит от того, в какую сторону смещен профиль на полумуфте относительно профиля на коронке.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Осевой сдвиг ротора синхронного электродвигателя.
СообщениеДобавлено: 24 янв 2013, 13:40 
Не в сети

Зарегистрирован: 27 мар 2012, 06:33
Сообщений: 85
Откуда: Новосибирск
Shaman, личку посмотри


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Осевой сдвиг ротора синхронного электродвигателя.
СообщениеДобавлено: 24 янв 2013, 15:08 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 09 апр 2010, 11:48
Сообщений: 596
Не понял из какой книги абзац и о какой изоляции написано.

Старение изоляции обмоток никак не влияет на осевой сдвиг ротора и вибрацию, кроме пробоя на корпус либо межвитковое.
Состояние изоляции листов активной стали (замыкание листов между собой), в какой-то мере влияет на осевой сдвиг, в зависимости от количества перемкнутых листов и места перемыкания.
НО! Если на х.х. ротор находится в середине, то и под нагрузкой он должен быть там же при любых заморочках с изоляцией. Ищи причину не в двигателе.

Осевой разбег ведущего вала редуктора проверяли с проворотом вала в обе стороны? Если без проворота, то могли замерить зазор в зубчатом зацеплении, а не осевой разбег вала.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Осевой сдвиг ротора синхронного электродвигателя.
СообщениеДобавлено: 25 янв 2013, 05:01 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 01 апр 2010, 10:48
Сообщений: 173
Откуда: Иркутск
Обратите внимание на уклон тумбы подшипника относительно вала (точно срезать тумбу крайне сложно). В принципе в подобных подшипниках предусмотренна компенсация ввиде сферы, но со временем сфера нарабатывает определённое посадочное место и во время работы будет старатся вернутся на прежнее место. Т.е. нужно проверить прилегание по сфере и натяг по сфере.
Второе внешне на муфте могут быть незаметны дефекты нужно обязательно пощупать пальцами. У меня подобный дефект встречался при еле заметной плавной ступеньке на полумуфте ближней к эл. двигателю.
Проставку меняли в этот ремонт или нет. Нужно проверить равномерность прилегания зубьев проставки и полумуфт. Нужно разобратся в причинах подрезания тумбы (ведь до этого необходимости в этом не было). И было ли смещение тумбы относительно вала
По электрике я согласен с Вячеславом - маловероятно.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Осевой сдвиг ротора синхронного электродвигателя.
СообщениеДобавлено: 25 янв 2013, 06:46 
Не в сети

Зарегистрирован: 27 янв 2011, 22:27
Сообщений: 32
Было такое, смотрите зубчатую муфту. При пуске ротор закусывается в ней.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Осевой сдвиг ротора синхронного электродвигателя.
СообщениеДобавлено: 25 янв 2013, 18:45 
Не в сети

Зарегистрирован: 12 апр 2011, 08:46
Сообщений: 38
Давненько просматриваю "Форум", но чё-то не хотелось встревать в разговоры, а тут тема знакомая и пройденная.Так вот по теме.Если не ошибаюсь речь о воздушном компрессоре К-1500(как вариант К-1700).Так вот, входной вал мультипликатора работает на верхнем вкладыше подшипника, потому что под действием крутящего момента двигателя входной вал забрасывает на верхний вкладыш и изменяется центровка двигателя с мультипликатором.Понятно, что всплывает на какю-то величину и ротор двигателя.Так вот чтобы сохранить центровку двигателя(в работе!) с входным валом мультипликатора требуется соблюсти(согласно инструкции по эксплуатации мультипликатора) расточку подшипника входного вала мультипликатора с точностью до сотых долей миллиметра.Расцентровка-вот первое, что влияет на сдвиг сочлененных роторов в осевом направлении.Второе-бывает зубчатое соединение забивается грязью,оседающей из масла, и в итоге происходит грязевое смещение валов - та-же расцентровка.Третье-точки контакта муфты и коронки.При достаточно сильном питтинге на полумуфте возможно закусывание муфтового соединения (с угловой расцентровкой),что неизбежно приведет к осевому сдвигу роторов.Пожелание, зачистите контактирущие поверхности надфилем.И напоследок пожелание - думайте - ищите - добивайтесь -получайте по заслугам.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Осевой сдвиг ротора синхронного электродвигателя.
СообщениеДобавлено: 16 фев 2013, 00:48 
Не в сети

Зарегистрирован: 09 мар 2011, 03:02
Сообщений: 49
Как быстро останавливается агрегат? Осевое смещение вала ротора относительно статора может присутствовать? Если машина имеет выбег, то в случае механической проблемы (типа муфта, расцентровка и т.п.) вибрация в осевом направлении будет падать постепенно с падением оборотов, в случае не симметрии магнитных полей осевая вибрация пропадет сразу после отключения машины.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Осевой сдвиг ротора синхронного электродвигателя.
СообщениеДобавлено: 16 фев 2013, 17:27 
Не в сети

Зарегистрирован: 12 апр 2011, 08:46
Сообщений: 38
Ув. irgi машина всегда имеет выбег. Бывает очень короткий по времени(скажем водяной насос).
Далее, механическая "проблема" (типа муфта, расцентровка и т.п.) проявится сразу-же после выключения агрегата.
И третье:несимметрия ротора в магнитном поле статора - проблема электриков, а не балансировщиков и вибродиагностов.
Хотите знать больше - звоните.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Осевой сдвиг ротора синхронного электродвигателя.
СообщениеДобавлено: 17 фев 2013, 15:06 
Не в сети

Зарегистрирован: 22 сен 2010, 17:40
Сообщений: 86
Уважаемый mechanist! На мой взгляд, квалифицированного балансировщика должны интересовать всякие вопросы, связанные с вибрацией механизмов, энергооборудования, электрических машин, в том числе и причины чисто электрические. Это для того, чтобы балансировщику не вешали "лапшу на уши" специалисты из других смежных областей.
А проверить предположение irgi от 16.02.2013 года лишним не будет. Об этом же писал и Vict от 24.01.2013 года (в 6:39): "наиболее вероятная причина - смещение магнитных полей ротора и статора" . Тем более, что часто сделать это не сложно.
Не помешало бы сравнение величин воздушного зазора между железом статора и ротора на предмет перекоса статора относительно ротора. Успехов.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Осевой сдвиг ротора синхронного электродвигателя.
СообщениеДобавлено: 17 фев 2013, 17:00 
Не в сети
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 09 апр 2010, 11:48
Сообщений: 596
Shaman писал(а):
На холостом все нормально, ротор встает по центру подшипников.

Версия о смещении ротора относительно статора в осевом направлении вроде отпала. Если шейки ротора на х.х. тем более с расцепленной муфтой, находятся по центрам подшипников, то и под нагрузкой они должны быть тамже, если нет ВНЕШНИХ УТЯГИВАЮЩИХ СИЛ от муфты или механизма.
Сильную осевую вибрацию подшипника двигателя может ещё вызывать прогиб ротора в районе самого подшипника. Например тепловой прогиб от трения об уплотнение, если не учли всплытие ротора на маслянном клине при проверке зазора под уплотнением.
При отключении, двигателя влияние электромагнитных и электрических дефектов, пропадает мгновенно, а влияние дисбаланса, гидравлических и аэродинамических дефектов и частично дефектов подшипников сохраняется и снижается по экспоненте с уменьшением оборотов. Поведение дефектов типа расцентровки, закусывание муфты, "поводкового" эффекта и тому подобное, после отключения питания - не предсказуемо. Снимается частично либо полностью влияние крутящего момента, появляется осевой разбег ротора двигателя. Есть механизмы, у которых крутящий момент, после отключения может "перевернуться", т.е. механизм может начать крутить двигатель из-за большей инерционности.

На одном предприятии, в Иркутской области, столкнулся с такой ситуацией, в службе гл.механника свой вибродиагност, в службе гл.энергетика - свой. По трансформатора и выключателям - понятно, а как делят вращающиеся механизмы, я так и не понял.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Осевой сдвиг ротора синхронного электродвигателя.
СообщениеДобавлено: 17 фев 2013, 18:15 
Не в сети

Зарегистрирован: 12 апр 2011, 08:46
Сообщений: 38
Г-н rotkiv, спасибо за замечание по поводу быть в курсе всех вопросов связанных как-либо с вибрацией.
Так всегда и делаем.
А вот в связи с перекосом воздушного зазора, могу сказать, что заметить его можно, как правило, после качественной балансировки ротора на месте, в момент выключения двигателя. При грубом перекосе все и так видно визуально.


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Осевой сдвиг ротора синхронного электродвигателя.
СообщениеДобавлено: 19 фев 2013, 16:17 
Не в сети

Зарегистрирован: 27 мар 2012, 06:33
Сообщений: 85
Откуда: Новосибирск
Были случаи, когда при смещении в магнитных полей статора и ротора в осевом направлении на ХХ ротор не садился на галтель, а при нагрузке ЭД тянул за собой насос до задеваний в проточной части. На ХХ силы взаимодействия магнитных полей незначительны и могут уравниваться незначительным уклоном ротора.
В данном случае копать надо в направлении муфты. Тем более во время ремонта меняли коронку на муфте.
Раз для центровки резали тумбу, то скорее всего, до ремонта агрегат работал с расцентровкой. Износ на полумуфтах был под доремонтное положение и старую коронку. Во время ремонта устраняют расцентровку и меняют коронку. Думаю, причина в муфте а не в электрике.
Изменение вибрации в момент выключения может быть как от электромагнитных дефектов, так и от дефектов муфт (резко меняется крутящий момент на муфте) и разделить эти влияния весьма сложно.

Автор то пропал, хоть бы отписался, как продвигается наладка.. Или пока не сделает интернета лишили?


Вернуться наверх
 Профиль  
 
 Заголовок сообщения: Re: Осевой сдвиг ротора синхронного электродвигателя.
СообщениеДобавлено: 19 фев 2013, 16:25 
Не в сети

Зарегистрирован: 27 мар 2012, 06:33
Сообщений: 85
Откуда: Новосибирск
Вячеслав писал(а):
На одном предприятии, в Иркутской области, столкнулся с такой ситуацией, в службе гл.механника свой вибродиагност, в службе гл.энергетика - свой. По трансформатора и выключателям - понятно, а как делят вращающиеся механизмы, я так и не понял.


Делят как правило, по полумуфте, и там уже им не до определения причин, самая главная задача как бы спихнуть на соседа :)
Подобная организация под боком, на редукторе ускорения зашкаливают, на входном валу подшипники разбиты, а ОУ Ve на ЭД значительно больше, так как у него лапки хлипкие по сравнению с литьем редуктора.. Служба диагностики в ведомстве ГМ все валит на энергетиков, а у них, бедненьких и виброметра нет... А спецы ГМ с СД-12 только ОУ дают, а спектральный анализ делать не хотят, а то придется самим на себя докладную писать :)


Вернуться наверх
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 19 ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron

Grekhov Andrey © 2009-2017 www.vdiagnostike.ru