Муфты в общем неплохие, только не для нашей культуры производства монтажа и центровки.
Если фундамент и крепление механизма к нему жесткое (уменьшается динамическая расцентровка при работе), расстояние между торцами роторов и центровка идеальные, такая муфта работает практически вечно и главное без ремонта и обслуживания. Но любое смещение роторов относительно друг друга вызывает изгиб упругих дисков и соответственно нагружает подшипники и чем больше прогиб дисков, тем больше нагрузка на подшипники.
Об осевом смещении. Вот выписка из инструкции к дисковой полужесткой муфте фирмы "ТРЭМ Инжиниринг": "Примечание: Для исключения повышенных осевых сил на упорные подшипники, следует выдержать требуемое расстояние между концами валов агрегата."
Слава писал(а):
Слесари, центрующие валы агрегата, увидев на чертеже допустимые параметры смещений для данной муфты, особо не напрягались. Действительно, зачем центровать с помощью индикаторов или имеющегося лазерного центровщика, если муфта "допускает" осевое смещение +/- 4 мм, угловое +/- 3 градуса (муфта от "ТРЭМ"). Обошлись штангенциркулем. Кстати, при установке данной муфты осевое расстояние между валами непосредственно померить нельзя, т.к. ступицы полумуфт "смотрят" друг на друга, т.е. проставка устанавливается до центровки и закрывает валы. Эта муфта "для ограниченного пространства между валами". Что еще больше требует правильной центровки.
Допустимо ли вообще применение полужестких дисковых муфт с проставкой (даже с проведенной особо точной центровкой) для привода роторов с консольно расположенным тяжелым рабочим колесом, в которых в подшипнике со стороны муфты неизбежно идет обкатывание наружного кольца? И как сильно влияет это обкатывание на общий уровень вибрации в радиальных направлениях?
Не знаю откуда взялись такие большие допуски на центровку, импортные дисковые муфты допускают угловое смещение в предела 0,3-1 градус в зависимости от конструктива. Вообще центровка дисковых муфт сводится, по большому счету как и зубчатых, к угловому смещению промвставки относительно линии вала (валов). Чем длиннее промвставка, тем большую радиальную расцентровку допускает муфта.
Для муфты в принципе без разницы консольный механизм или нет. Если точно выставить осевое смещение (можно замерить зазор между полумуфтой и дисками у болтов крепления к полумуфте и у болтов крепления к промвтавке, средняя разница и будет примерно половина осевого смещения в ту или иную сторону), для консольного вентилятора при центровке двигатель поднять выше механизма (в пределах разумного и допуска на центровку), а саму центровку провести как можно тщательнее и точнее, при хорошем фундаменте будет работать прекрасно.
При обкатывании подшипника ротор смещается от оси вращения примерно на половину зазора в подшипнике и через точку опоры (подшипник со стороны рабочего колеса) смещает рабочее колесо от оси вращения примерно на 0,05-0,3 мм, в зависимости от величины зазора в подшипнике и плеч рычага (сотношения расстояний между подшипниками и от крайнего подшипника до рабочего колеса). Т.е искусственно в динамике создается бой вала под рабочим колесом.