Не указан тип механизма и условия возникновения флуктуации амплитуд гармоник. Для примера, предположим что это асинхронный эл.двигатель, 3000 об/мин., работающий на холостом ходу или с небольшой нагрузкой (до 50% номинальной).
У нормально работающего механизма с "историей" в спектре чаще всего наблюдаются 1-5 стабильных гармоник оборотной ниспадающие по экспоненте плюс специфичные для конкретных типов механизмов гармоники, типа лопастных у насосов. В данном случае, предположительно, имеется какой-то люфт (зазор) и возможно присутствует 100 герцовка, которая из-за малого разрешения спектра, сливается со второй гармоникой. Исходя из этого можно предположить, что спектр будет содержать 5-7 стабильных гармоник, из которых, как минимум, вторая и возможно третья будут сопоставимы по амплитуде с первой и даже могут её превышать. Наличие в спектре "леса" гармоник, вплоть до 10, скорее всего указывает на наличие ударов в механизме, причём скорее всего вблизи места установки датчика вибрации. Удары могут быть вызваны плохой затяжкой болтов крепления подшипникового щита, крайней изношенностью резиновых втулок на пальцах муфты и т.д., но скорее всего это ослабление посадки (проворот) наружней или внутренней обоймы подшипника. Чем сильнее и резче удар, тем больше в спектре гармоник и выше их амплитуда. Предположим, что у этого двигателя присутствует так же дефект электромагнитного характера вызывающему появление 100 герцовой вибрации типа статического эксцентриситета (разбито посадочное место подшипника и ротор просел вниз) или перекос фаз. С удвоенной частотой скольжения силы эл.магнитного тяжения будут взаимодействовать с центробежной силой от дисбаланса и усиливать или ослаблять удары ротора в подшипник или подшипника в корпус. Соответственно с удвоенной частотой скольжения будут менятся амплитуды гармоник вызванных ударами, причём высшая гармоника будет уменьшается вплоть до пропадания. 1-5 гармоники также должны незначительно изменятся, но они вызваны другими причинами (дисбаланс, мехразболтанность, эл.магнитные силы и т.д.) и поэтому более стабильны, а добавка от ударов к их амплитуде не очень значительна, особенно у первых гармоник. Исходя из выше сказочного мы будем иметь изменение амплитуд гармоник с периодом от несколько десятков секунд на холостом ходу до 1-5 сек. при номинальной нагрузке. Колебания амплитуд гармоник может вызывать также и вибрация от рядом работающего механизма, особенно с близкими оборотами.
Но ведь главная проблема не в периодическом изменении уровня ВЧ гармоник, а в их наличии в спектре!
P.S. пишу с планшета, прошу извинения за возможные ошибки от Т9 и сумбурность мыслей от неудобства набора текста.
|