В проблемы искажения синусоиды питающего напряжения тиристорным регулятором оборотов и соответственно в заморочки с вибрацией из-за этого, даже вникать не буду. Там у каждой схемы и каждого изготовителя свои тараканы, а если ещё и выпуска давнишнего, так там вообще одна сплошная проблема.
По делу.
OlegK писал(а):
Агрегат: центробежный вентилятор с двусторонним всасом, двухпоточный с 6 лопастями в каждом потоке на двухрядных эллиптических роликовых подшипниках 22380 со стальным свободно перемещающимся кольцом поддержки сепаратора, частота вращения ротора 400 об/мин. ...
Проблематика: ранее на вентиляторе были установлены подшипники минского производства с разрезным сепаратором которые испытывали значительные осевые нагрузки и износ, особенно дальняя от привода опора.
Т.е. изначально стояли
сферические роликовые подшипники 3680 Минского завода (ГПЗ-11), с латунными сепараторами стоимостью более полумиллиона рублей, но проблемные по качеству. Заменили на китайские 22380, подешевле, но со стальными штампованными сепараторами ("кольцо поддержки сепаратора" и есть часть самого сепаратора). Кстати стальные сепараторы на таких подшипниках часто выдают в спектрах следы затирания, да и на слух,при работе, часто слышен визг и скрежет. У таких крупногабаритных сферических подшипников изначально довольно большой зазор между роликами и обоймами, что часто смотрится в спектре как признаки износа.
Не знаю как сейчас, а лет 5-15 назад, минские крупногабаритные сферические подшипники были очень низкого качества, 30-50% поставляемых подшипников имели явный (следы черновой мехобработки на поверхностях качения) или скрытый (трещины и волосянистости в обоймах и роликах) брак. Мы обратились на ГПЗ-1, сейчас это "Московский подшипник", они выпускали тогда необходимый нам типоразмер, их подшипники нам обошлись на 30-40% дешевле и + гарантийные обязательства. Я не знаю выпускает ГПЗ-1 ваш типоразмер, но вроде Самарский ГПЗ-9 поставляет подшипники 3680.
Теперь о осевой вибрации вентилятора.
mexanik писал(а):
Центровка, центровка, еще раз центровка.
Он имел в виду центровку валов двигателя и вентилятора. Вообще-то это мало вероятно, зубчатые муфты, особенно с зубчатыми втулками на обоих валах, допускают достаточно большие смещения как радиальные, так и угловые, да и при угловой расцентровке ротора отталкивает друг от друга при работе, а у нас, насколько я понял, ротор двигателя тянет к вентилятору миллиметра на 4, но проверить не мешает, слесаря могут расслабится от таких допусков и вообще не проверять центровку. Не мешает замерить фазы в осевом направлении, не забывая прибавлять 180 градусов при развороте датчика относительно первоначального замера.
На вентиляторе, осевая вибрация может быть из-за неодинаковой нагрузки на всасах, например с одной стороны в направляющий аппарат что-то прилетело, типа куска брезента с мягкой проставки, или неправильно (несимметрично) настроены привода направляющих с разных сторон, либо с одно стороны сломаны одна или более лопатки направляющего, или у них сломаны оси или стопора и они не поворачиваются вместе с остальными, возможно деформированы лопатки рабочего колеса с одной стороны.
Высокая осевая возможна и при сильном износе подшипников, когда из-за слишком больших зазоров подшипник перестаёт фиксировать вал в осевом направлении и вал начинает колебаться с ударами роликов о наружную обойму в пределах зазора. В таком случае, уровень осевой вибрации нарастает плавно, скорее всего по экспоненте, за несколько месяцев и в спектре наблюдаются гармоники от ударов.
О двигателе.
У двигателей большой мощности, осевой разбег ротора в подшипниках скольжения в пределах примерно 8-12мм. Если у двигателя уклон в сторону 4 подшипника, то при нормально выставленной оси электромагнитной симметрии, при снятии питания, ротор под собственным весом укатится до упора заплечика вала в подшипник на 4-6мм, а при подачи питания эл.магнитные силы втянут его обратно, примерно на середину разбега.
Радиальная вибрация,в разумных пределах, независимо от своего спектрального состава, не создающая динамического прогиба вала, не вызывает повышенной осевой вибрации корпуса подшипника. Чаще всего, осевая вибрация подшипников скольжения не превышает половины общего уровня радиальной.
Высокая осевая, это эл.магнитная асимметрия, гнутый или неудачно наплавленный и проточенный вал (бой вала), ослабленное крепление корпуса подшипника к раме или рамы в его районе к фундаменту или неправильно уложенные центрующие пластины, угловая рацентровка валов двигателя и механизма, дефекты муфты (сильный износ или закусывание).
Кстати, осевая не такая уж и большая!
Ну и экзотика.
Зубья втулок тяжёлых муфт, чаще всего, бочкообразные. Если такая муфта работает лет 10-15 в одном положении двигателя и вентилятора, то зубья втулок вырабатывают на зубьях обойм пологие ямки примерно по середине длинны. Если по какой-то причине, например при уточнении осевого разбега или при ремонте, статор (и подшипники) сдвинули относительно механизма в осевом направлении, то при работе зубья втулок будут стремится в выработанные ими "ямки", утягивая за собой и ротор двигателя. Если "подвижка" двигателя была достаточно большой, то возможно утягивание ротора до касания заплечиком подшипника.
Для общего развития, посмотри в инете ГОСТ 50895-96 Муфты зубчатые.
РД 03-427-01, такое ощущение что писал человек не в полной мере владеющей вопросами виброконтроля и вибродиагностики, плюс явные ошибки или опечатки. Я сильно не стал вникать, но при поверхностном чтении ощущения не очень приятные.
При таких оборотах более показательно виброперемещение (мкм), размах или СКЗ это как привычней или удобней. Нижняя граница полосы замера должна быть меньше оборотки (6,7Гц), ГОСТ рекомендует 2-1000Гц, но можно и 5-500 или даже 3-300Гц, выше 300 Гц перемещение в принципе уже не показательно, а вот ниже 5 Гц надо смотреть шумы конкретного прибора и датчика. Уровни общей вибрации надо смотреть в паспортах двигателя и вентилятора или взять за основу ГОСТ ИСО 10816-3-2002 (Таблица А.1, Жёсткие). А спектры лучше так и смотреть в скорости.