Николай 2 писал(а):
Вот что написано в ГОСТ Р МЭК 60034-14-2008
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает методы вибрационных испытаний и предельные значения вибрации электрических машин при условии их отсоединения от нагрузки и приводного двигателя.
Настоящий стандарт распространяется на машины постоянного тока и трехфазные машины переменного тока с высотой оси вращения 56 мм и более, номинальной мощностью до 50 МВт с частотой вращения от 120 до 15000 мин ГОСТ Р МЭК 60034-14-2008 Машины электрические вращающиеся. Часть 14. Механическая вибрация некоторых видов машин с высотой оси вращения 56 мм и более. Измерения, оценка и пределы вибрации включительно.
Стандарт не распространяется на машины, установленные на месте эксплуатации, трехфазные коллекторные машины, однофазные машины, трехфазные машины с однофазным питанием, вертикальные гидрогенераторы, турбогенераторы мощностью свыше 20 МВт, машины на магнитном подвесе и машины с последовательными обмотками возбуждения.
Примечание 1 - Для машин, установленных на месте эксплуатации, допускается использовать соответствующие разделы ИСО 10816-1 и ИСО 7919.
Так я этот ГОСТ и привёл как ориентир, а не как нормативный документ для данного случая.
Николай 2 писал(а):
Я, работая в энергетике, руководствуюсь ИСО 10816 разными ее частями и у нас величина 4,5 "святое". Больше -проблема, надо решать, меньше пригоден для длительной эксплуатации.
Николай 2 писал(а):
Чем вам не нравиться ГОСТ ИСО 10816-3 часть?
По ГОСТ ИСО 10816-3, Таблица А2, нормы вибрации для данного двигателя (А02-72-2-У3, N=30,0 кВт, n=2900 об/мин), выражаясь простым языком: до 1,4 мм/с - отлично; до 2,8 мм/с - хорошо, без ограничений; до 4,5 мм/с - временно допустимо, подготовка к выводу в ремонт; свыше 4,5 мм/с - недопустимо, аварийный останов.
Разговор, конкретно идёт о нормировании вибрации на холостом ходу без механизма. По ГОСТ Р МЭК 60034-14-2008 допустимая вибрация для этого двигателя 1,3 мм/с, вот и ориентируемся на неё. По ГОСТ ИСО 10816-3, вибрация 1,4 мм/с для вновь вводимых или после капремонта, НО! под номинальной нагрузкой, а 2,8 мм/с работа без ограничений и тоже под нагрузкой. Прокрутка двигателя на х.х. на штатном фундаменте, отличается от прокрутки на заводском испытательном стенде тем, что на фундаменте крутят без полушпонки или с полумуфтой, что вносит свою небольшую лепту в остаточный дисбаланс ротора двигателя. Плюс двигатель может быть далеко не новый с восстановленными посадочными местами подшипников, с увеличенными зазорами в самих подшипниках, в связи с выше перечисленным могут иметь место эксцентриситеты воздушного зазора (в пределах нормы, но больше чем у новенького двигателя). Синусоидальность напряжения и перекосы фаз тоже не сильно контролируются. И получается что вибрация на х.х. до 1,3 мм/с - идеальное состояние, но не всегда достижимое, а вибрация х.х. в районе 2,8 мм/с, может привести к повышенной вибрации при работе с механизмом под нагрузкой. Вот из этого и пляшем. Я для таких двигателей устанавливал границу вибрации х.х - 1,8 мм/с. ниже этой границы допускал к дальнейшей работе, выше искал причину повышения и прикидывал как дефект поведёт себя при работе под нагрузкой. Например дисбаланс величина достаточно стабильная что на х.х. что под нагрузкой, а вот вклад эл.магнитных дефектов под нагрузкой возрастёт в разы.