Меню портала
style="display:inline-block;width:200px;height:200px"
data-ad-client="ca-pub-7949383012609500"
data-ad-slot="4222834969">
Сейчас на сайте
Проблема большого зазора в подшипниках скольжения
При монтаже подшипника скольжения всегда тщательно контролируются зазоры со всех сторон ротора, т. к. все они, а не только нижняя часть вкладыша, в той или иной мере участвуют в работе. Даже зазор в верхней части подшипника очень важен для стабилизации положения ротора в зазоре подшипника.
В процессе работы из-за износа зазоры постепенно возрастают и наступает такой момент, когда это начинает сказываться на состоянии агрегата и проявляться в спектре вибрации. Достаточно часто при этом в агрегате должен присутствовать еще один, какой - либо, дефект другой природы возникновения, например небаланс или расцентровка. Этот дефект возбуждает вибрации, которые должны привести к обкатыванию ротора по окружности подшипника. Это может быть возбуждающая сила и другого проявления. Говоря просто, должна быть внешняя сила, которая в определенные фазы вращения будет приподнимать ротор и прижимать его к боковым поверхностям и даже к верхнему вкладышу подшипника, или хотя бы на какую - то долю момента времени разгружать подшипник скольжения.
Спектральная картина последней стадии увеличенного зазора в подшипнике скольжения имеет стандартный вид, свойственный механическому ослаблению. На спектре появляется целая гамма оборотных гармоник с номерами до 10 или даже до 20. Поскольку при увеличении зазора ротор обычно имеет перемещения в вертикальном направлении, дефект проявляется в большей степени в виде повышенных вертикальных вибраций, более значительных по сравнению с горизонтальными. В диагностике этого хорошо помогает круговой замер вибрации и построение "розы вибраций".
При увеличенных боковых зазорах может резко возрасти только поперечная составляющая вибрации, что так же легко объяснимо - сдвинуть ротор "вбок" легче, чем приподнять его. Характерный спектр такого дефекта показан на рисунке:
По внешнему виду видно, что он не имеет существенных отличий от
стандартного спектра при дефекте «ослабление механической посадки элемента на вращающемся роторе».
Тот же лес целых гармоник оборотной частоты, достигающее число 15 - 20. То же большое количество, хотя и при много меньшей амплю7де, дробных гармоник с кратностью 1/2 от оборотной частоты вращения вала. Глядя на этот спектр и говоря очень кратко, следует признать, что этот дефект достаточно трудно спутать с другим дефектом.
Очень своеобразно увеличенный зазор может проявиться в механизмах с наличием собственных частот вибрации, отличных от оборотной. Наиболее наглядно это видно в насосах и редукторах. В этих механизмах при увеличении зазоров в подшипниках скольжения очень значительно могут возрасти лопаточная или зубцовая гармоники. Причина этого достаточно легко объяснима если представить, например, рабочее колесо насоса как рычаг, один конец которого есть точка "касания лопатки с выступающим элементом улитки", а второй конец закреплен в подшипнике. Увеличение зазора в подшипнике приведет к тому, что удары первом узле крепления рычага приведут к ударам в подшипнике, и частота этих ударов будет соответствовать лопаточной частоте.
Последнее замечание по зазорам в подшипниках скольжения. Большое число практических вибродиагностов все еще работают с виброперемещением, по которому диагностировать увеличение зазоров в подшипнике скольжения сложнее, чем по спектру виброскорости. Предпочтение в диагностике дефектов подшипников скольжения нужно отдавать виброскорости.
- Войдите на сайт для отправки комментариев
Заголовок
Paulost — Суб, 17/12/2011 - 06:46У себя в ЖЖ, мне хотелось бы немного процитировать Ваш пост. Естественно ссылка будет присутствовать на Ваш сайт. Надеюсь Вы не против?
Не против, главное наличие
Anya — Чтв, 05/01/2012 - 08:27Не против, главное наличие активной гиперссылки на сайт ВДиагностике.