Меню портала
style="display:inline-block;width:200px;height:200px"
data-ad-client="ca-pub-7949383012609500"
data-ad-slot="4222834969">
Сейчас на сайте
Устранение поводкового эффекта на дымососе
Все началась с того, что очень квалифицированный электрослесарь, назовем его Электриков, проходя мимо дымососа №5, обратил внимание на несколько увеличенную вибрацию заднего подшипника электродвигателя. А дымосос этот типа ДН-26х2-0.62, производительность 477000 м.куб/час, диаметр рабочего колеса 2600 мм с приводным асинхронным эл.двигателем типа АД15-76-8 мощностью 1000 кВт, скорость вращения 750 об/мин.
Электрик позвонил нам в бюро диагностики. Диагност Диагностиков начал выяснять причину повышенной вибрации на заднем подшипнике указанного электродвигателя.
Нужно сказать, что виброанализаторы у нас самые современные, питерской фирмы ВАСТ типа СД-12. Снял все замеры, сбросил в компьютер, программа DREAM («Мечта») показала следующее:
1.Диагноз – бой вала
2.Рекомендации – проверить центровку валов электродвигателя с дымососом.
Совершенно правильная рекомендация. Однако центровка оказалась в пределах нормы.
Эту точку (задний подшипник электродвигателя) взяли под наблюдение. Возникло подозрение на неспаренность полумуфты электродвигателя с полумуфтой дымососа. Такой дефект встречается не так уж и редко, чтобы об этом забыть. Технология проверки неспаренности муфты путем замеров их геометрических размеров довольно трудоемка, требует особой тщательности и квалификации и в собранном виде, когда нет доступа к отверстиям под пальцы, скажем прямо, трудно выполнима. Читай отдельную байку об этом.
Было обнаружено, что при установке пальцев не все они свободно вставлялись в конусное отверстие на полумуфте электродвигателя. Без кувалдочки один палец вообще не становился на место. Электрослесарь Электриков оказался добросовестным и отказался забивать палец кувалдочкой и сообщил об этом мастеру (между прочим, это редкий случай). Мастер дал указание палец установить, Электриков команду выполнил, палец забил и затянул «от души».
Тем временем подготовились к проведению замеров вибрации, причем не только размаха виброперемещения, но и фазы. Для этой цели на полумуфте электродвигателя нанесена нулевая метка для измерения фазы с помощью фотодатчика.
Измерение вибрации производилось на электродвигателе в четырех точках:
- A - вертикальное направление – на заднем подшипнике,
- B - горизонтальное направление – на заднем подшипнике,
- C - вертикальное направление – на переднем подшипнике и
- D - горизонтальное направление на переднем подшипнике.
Все замеры выполнялись прибором фирмы ДИАМЕХ типа AU014.
Результаты замеров сведены в таблицу. Виброперемещение (размах) в мкм, фаза (в скобках) в град.
При холостом ходе дымососа вибрация хотя и возросла, но незначительно. Открыли клапан, возросла нагрузка электродвигателя и передаваемый муфтой момент. Если бы муфта была исправной, то вибрация при открытии клапана изменилась бы незначительно. Однако в данном случае вибрация возросла уже прилично, т.е. вернулись к исходному результату. Ясно, что причиной повышения вибрации является дефект сборки муфты, который приводит к поводковому эффекту, т.е. передаваемое усилие между всеми пальцами распределяется не одинаково. Один-два пальца берут на себя большую часть общего усилия, а другие «отдыхают», поскольку их резиновые кольца сжаты намного слабее.
Полумуфту электродвигателя заменили. Вибрация уменьшилась. Дефект «бой вала» исчез. На одном пальце обнаружен дефект – мощный задир. Предполагаемая версия. Задир образовался от приложения мощного усилия при утяжке пальца в конусное отверстие полумуфты. Усилие было настолько мощным, что с тела пальца была сдернута стальная стружка. Впечатление такое будто «пропахано» резцом.
При осмотре отверстий на полумуфте на одном из них обнаружился и сам «резец». На торцевой поверхности полумуфты рядом с отверстиями видны вмятины – следы от давнишних ударов мощной кувалдой при насадке полумуфты на вал. От ударов кувалдой отверстия под палец деформировались, и местах удара сузилось. Один удар пришелся так «удачно», что кромка отверстия образовала нечто, напоминающее резец. Таких односторонне деформированных отверстий было несколько. В этих отверстиях пальцы без перекоса не устанавливались. А перекошенные пальцы, естественно, по-разному нагружаются. Такая ситуация с пальцами в сочетании с возможной неспаренностью полумуфт и привела к поводковому эффекту и повышенной вибрации.
Результаты замеров вибрации после замены полумуфты на электродвигателе стали следующие: в точке 01г - 24.5(40), в точке 02г - 19.0(32). Прямо скажем для скорости вращения 750 об/мин размах виброперемещения и в 44 мкм вполне приемлем. Смущало биение вала. После всех работ дефект «биение вала» исчез.
Для сведения:
1. Согласно ГОСТу 2229-55 «Муфты соединительные упругие втулочно-пальцевые типа МУВП», ось отверстия под каждый палец на одной полумуфте должна совпадать с осью отверстия под каждый палец на другой полумуфте с высокой точностью. Так для муфты девятого габарита МН-9 угол между осями отверстий должен выдерживаться с точностью плюс-минус 4 минуты, а радиус круговой осевой линии этих отверстий – с точностью плюс-минус 0.08 мм.
2. Согласно этому же ГОСТу вокруг резиновой втулки должен быть кольцевой зазор. Так для муфты МН-9 (палец П7) наружный диаметр резинового кольца равен 86.5 мм, а диаметр отверстия в полумуфте – 88 мм, кольцевой зазор вокруг равен 0.75 мм =(88-86.5)/2.
В своей практике помимо центровки обязательно проверяем наличие «касательного», люфта. Наличие люфта проверяется просто: одну полумуфту толкаем по вращению, другую против вращения.
3. Пальцы должны совершенно свободно устанавливаться в гнезда обеих полумуфт. Не допускается забивка пальцев молотком и деформация эластичных колец при утяжке ключом. Если при установке пальцев резина смята, то уже до пуска подшипники могут оказаться подгруженными.
Если конусность пальца не совпадает с конусностью отверстия в полумуфте, то при утяжке ключом палец может проворачиваться. Если конусности совпадают, то палец при утяжке все плотнее и плотнее прижимается к стенке отверстия всей поверхностью и не проворачивается. Сам об этом недавно узнал.
4. Очень интересная статья о воздействии муфты опубликована в журнале «Вестник машиностроения», №4, 1956 год, стр.25. автор Морозов Б.А. «Усилия, возникающие в валах и подшипниках от соединительных муфт».
Автор rotkiv
- Войдите на сайт для отправки комментариев