Меню портала
style="display:inline-block;width:200px;height:200px"
data-ad-client="ca-pub-7949383012609500"
data-ad-slot="4222834969">
Сейчас на сайте
Вибродиагностика оборудования. Эпизод 14
В подавляющем большинстве случаев симметричный дисбаланс создает преимущественно синфазную вибрацию, а кососимметричный -противофазную. К сожалению, бывают исключения, которые, если о них не знать, могут существенно осложнить работу по диагностике и наладке машин и привести к ошибочным решениям.
Один из таких случаев описан выше в эпизоде 6, там это было связано с резонансным режимом работы одной из опор ротора.
Весьма любопытный случай наблюдался на роторе генератора газотурбинного агрегата мощностью 35 МВт.
При балансировке ротора после монтажа на его подшипниках в вертикальном направлении при номинальной частоте вращения наблюдалась синфазная вибрация оборотной частоты с двойной амплитудой до 100 мкм. На критической частоте уровень вибрации был вполне приемлемым. Установка пробной пары симметричных грузов в штатные плоскости коррекции показала их чрезвычайно низкое влияние на вибрацию. Было принято решение устанавливать на ротор распределенные грузы с выемкой ротора из статора при каждом балансировочном цикле. В связи с тем, что такая работа связана с чрезвычайными затратами, меня вызвали на этот объект в качестве эксперта для оценки правильности принятого решения.
По опыту я знал, что не может на роторе с первой критической частотой вращения около половины номинальной быть такого дисбаланса, который бы приводил к весьма интенсивным синфазным вибрациям на номинальной частоте вращения при относительно низкой вибрации на критической. Осмотрев ротор, я обнаружил следы задеваний по уплотнениям внутри пролета ротора, расположенные с двух сторон кососимметрично, что свидетельствовало о преобладании противофазных колебаний.
Надо было объяснить, каким образом при противофазной вибрации на валу могла возникнуть синфазная вибрация подшипников. Это явление нашло объяснение, которое основано на учете особенностей конструкции консольного участка ротора генератора. Помимо контактных колец на этот участок был навешен регулятор скорости турбины и механизм соединения валопровода с пусковой турбиной, располагающейся за генератором. Развитая консоль с большой присоединенной массой могла создать форму колебаний ротора, которая представлена на рисунке.
Как видно, приведенная форма упругого прогиба вала от кососиммет-ричного дисбаланса предполагает синфазные вибрации опор при противофазных вибрациях ротора внутри пролета.
Балансировка ротора была выполнена путем установки кососимметричных корректирующих масс, которые позволили устранить синфазную вибрацию.
А.С.Гольдин
- Войдите на сайт для отправки комментариев