Меню портала
style="display:inline-block;width:200px;height:200px"
data-ad-client="ca-pub-7949383012609500"
data-ad-slot="4222834969">
Сейчас на сайте
Вибродиагностика оборудования. Эпизод 16
На турбоагрегате мощностью 50 МВт наблюдалась хроническая вибрация подшипников 2 и 3, соседних с муфтой между роторами турбины и генератора. Максимальная интенсивность вибрации достигала 80 мкм, преобладала вибрация оборотной частоты.
Были тщательно устранены обнаруженные отклонения в сопряжении роторов: коленчатость и излом оси на диаметре муфты не превышали 20 мкм. Многократно предпринимались попытки балансировки роторов турбины и генератора установкой грузов в штатные плоскости коррекции. Все эти мероприятия оказались безрезультатными.
С целью выявления дефектного ротора была предпринята экстраординарная процедура раздельного пуска турбины и генератора. Если для раздельного пуска турбины достаточно было разобрать муфту между генератором и турбиной, то для вращения ротора генератора в режиме синхронного двигателя потребовалось выполнить целый ряд специальных работ. На роторе генератора был оборудован специапьный упорный подшипник; для вращения ротора генератор . в режиме двигателя был остановлен еще один генератор, который был соединен с исследуемым по электрической части специально собранной схемой.
Достаточно сложная и дорогостоящая процедура раздельного пуска привела к странным результатам: ни при пуске турбины, ни при пуске генератора сколько-нибудь существенной вибрации на подшипниках не было обнаружено. Агрегат оставили в покое и длительное время после этого работали с повышенной вибрацией.
Эта история завершилась до обидного простой операцией: преодолев неприятие персонала станции, я добился балансировки с установкой груза на муфту, которая прошла без осложнений и позволила снизить вибрацию до 20-30 мкм.
Идея раздельного пуска турбины и генератора, а иногда и части турбины без роторов низкого давления возникает очень часто при появлении трудностей с устранением повышенной вибрации. К счастью, в связи со сложностью исполнения она очень редко воплощается. Как показал рассматриваемый опыт и другие известные мне случаи, такая дорогостоящая процедура на энергетических турбоагрегатах, как правило, ничего, кроме новых загадок, не приносит: в конце концов приходится иметь дело с собранным валопроводом, динамические свойства которого и характер вибрации отличаются от таковых при раздельном пуске. Я очень надеюсь, что эта информация будет адекватно воспринята читателем и позволит избежать ненужных расходов на проведение раздельных пусков.
Одновременно необходимо отметить, что раздельный пуск приводного двигателя на агрегатах малой и средней мощности является достаточно распространенной и простой операцией, которая, напротив, позволяет экономить трудозатраты и энергоресурсы при выполнении работ по виброналадке.
Еще одно обстоятельство, связанное с рассматриваемым эпизодом, требует отдельного комментария.
Когда-то считалось некорректным устранять вибрацию установкой грузов на муфты в связи с тем, что на муфтах как бы не может быть существенного дисбаланса. Позже было показано, что плоскости муфт можно эффективно использовать при балансировках наравне со штатными плоскостями коррекции даже и в тех случаях, когда дисбалансы располагаются внутри пролетов.
Рассмотренный выше эпизод как раз и относится к тем временам, когда на муфты балансировочные грузы ставить избегали.
А.С.Гольдин
- Войдите на сайт для отправки комментариев