Меню портала
style="display:inline-block;width:200px;height:200px"
data-ad-client="ca-pub-7949383012609500"
data-ad-slot="4222834969">
Сейчас на сайте
Вибродиагностика оборудования. Эпизод 17
Небрежность и ошибки при установке балансировочных грузов чреваты большими неприятностями. Приведу несколько примеров, относящихся к этой теме.
На ротор генератора мощностью 200 МВт установлены грузы, распределенные по длине в виде ввертышей с резьбой около М40.
Ввертыши не были зачеканены, вследствие чего один из них вывернулся на работающем агрегате и уперся в расточку статора. Пробороздив углубление на поверхности статора, он разрушил и изоляцию обмотки статора. Это привело к аварии с тяжелыми последствиями. Об этом эпизоде я узнал из специального циркуляра, выпущенного по этой аварии.
Другой эпизод произошел, увы, с моими сотрудниками. При балансировке ротора генератора на месте после пробного пуска выяснилось, что необходимо установить большие корректирующие массы. Для этого были изготовлены грузы, которые имели большой размер В, это было ошибкой, которая не была исправлена также и вследствие неправильного расчета грузов на прочность.
При расчете на прочность приняты во внимание напряжения среза в болтах крепления, однако не был учтен момент СВ/2 от действия центробежных сил С . В результате прочность грузов оказалась недостаточной, были смяты поверхности головок болтов, грузы вырвались и повредили обмотку статора, потребовался дорогостоящий ремонт генератора.
Очень часто при использовании болтов с головкой в форме ласточкина хвоста для крепления грузов неправильно контролируется необходимый натяг И по головке. Обычно ограничиваются тем, что контролируют неподвижность грузов после затяжки болтов, однако этого, как показывает опыт, недостаточно.
На роторе генератора мощностью 100 МВт был установлен груз массой около 2 кг на два болта. Как выяснилось впоследствии, при затяжке болтов их головки уперлись в груз (h=0), что не позволило обеспечить достаточное прижатие груза к торцу ротора.
После года работы агрегат при одном из остановов груз сдвинулся по дуге примерно на 30°, возникла повышенная вибрация. Не выяснив причину ее возникновения, ротор вновь отбалансировали при новом положении груза и лишь непосредственно перед сборкой генератора обнаружили отпечаток на месте старого положения груза, груз закрепили на новом месте с заменой болтов. Дополнительные грузы, установленные при последней балансировке, соответствовали дисбалансу, возникшему вследствие смешения первоначального груза.
Затраты, связанные с разборкой-сборкой генератора и дополнительной балансировкой, - такова внушительная цена за небрежность при установке груза.
Следующий эпизод связан с достаточно редкой процедурой переноса грузов и по-своему уникален.
При балансировке ротора генератора мощностью 150 МВт осуществлялся перенос грузов "на бочку". Грузы были равномерно размещены по длине ротора в виде небольших пробок в отверстиях пазовых клиньев. Всего пробками было занято полностью три паза. Свободные отверстия с противоположной стороны ротора заглушены не были, что создало существенную тепловую асимметрию ротора. Изменение вибрации при нагру-жении вследствие этой тепловой асимметрии в одной из точек превысило 50 мкм. Пришлось останавливать агрегат, разбирать генератор и вынимать ротор для устранения тепловой асимметрии. После того, как отверстия, противоположные установленным пробкам, были заглушены дюралевыми заглушками, упомянутые изменения вибрации не наблюдались.
А.С.Гольдин
- Войдите на сайт для отправки комментариев