Меню портала
style="display:inline-block;width:200px;height:200px"
data-ad-client="ca-pub-7949383012609500"
data-ad-slot="4222834969">
Сейчас на сайте
Вибродиагностика оборудования. Эпизод 23
Достаточно редким, хотя и хорошо известным источником вибрации, является тепловой дисбаланс паротурбинных роторов, связанный с появлением масла во внутренней полости ротора. О таких случаях я знал от непосредственных участников виброизмерений, но сам наблюдал это явление лишь однажды на роторе турбопривода питательного насоса блока мощностью 300МВт.
Сразу после выхода на режим нагрузки начинался процесс роста вибрации. Вибрация оборотной частоты на подшипниках росла непрерывно, практически линейно от времени и минут через 15 достигала значений, превышающих 100 мкм (двойная амплитуда).
Наблюдение за турбиной производило сильное впечатление: по мере роста вибрации нарастал шум, а в конце процесса с машины на глазах начинала осыпаться теплоизоляция.
Оценивая этот случай ретроспективно, никак не могу понять, для чего нужно было доводить вибрацию до предельных значений, тем более что тенденция ее изменений не оставляла сомнений, что она безусловно достигнет опасного уровня. В эксперименте участвовали достаточно опытные люди, все делалось сознательно и с целью обязательно достичь установившейся вибрации. По известной мне информации именно так действовали и мои коллеги во всех аналогичных случаях.
Сказанное, как и целый ряд рассмотренных выше случаев, еще раз иллюстрирует, что наша работа протекает в атмосфере человеческих заблуждений, и очень часто над нами тяготеет некая догма, которая каким-то образом проникает в наше сознание и парализует способность принимать оптимальные решения.
Надо сказать, что правильный диагноз я поставил сразу же после одного нагружения агрегата. В центральном отверстии обнаружили много масла. К сожалению, более точно его количество я определить не могу: когда мы обнаружили это масло, то в атмосфере всеобщего ликования не спохватились, что это может представлять интерес, уверен, однако, что его было больше половины литра.
Для сопоставления приведу пример, о котором я знаю по сообщениям. Повышенная вибрация наблюдалась на переднем подшипнике турбины мощностью 35 МВт и была связана с тепловым прогибом вследствие наличия масла в центральном отверстии. Масса ротора этой турбины примерно в 10 раз больше, чем у рассмотренной выше (примерные значения масс соответственно 1,5 и 15 т). Наблюдаемые вибрационные явления примерно такие же, как вышеописанные.
Количество масла в центральном отверстии было измерено настолько точно, насколько это было возможно. Вы удивитесь, читатель, но масла в роторе оказалось всего 250 мл.
Из сопоставления этих двух случаев можно предположить такую закономерность: если в центральном отверстии турбинного ротора масла всего лишь достаточно для возникновения механизма неустойчивого теплового прогиба, то от его количества характер и интенсивность наблюдаемых вибрационных явлений уже мало зависит.
А.С.Гольдин
- Войдите на сайт для отправки комментариев