Меню портала
style="display:inline-block;width:200px;height:200px"
data-ad-client="ca-pub-7949383012609500"
data-ad-slot="4222834969">
Сейчас на сайте
Вибродиагностика оборудования. Эпизод 33
Задевания ротора о статор в роторных машинах в обычных условиях исключены либо настолько незначительны, что на вибрацию заметного влияния не оказывают. При появлении задеваний, влияющих на вибрацию, возникает опасность существенных повреждений, в связи с чем случаи повышения вибрации вследствие задеваний представляют особый интерес.
Для начала рассмотрим типичный случай остаточного прогиба ротора вследствие задеваний.
При пуске турбины мощностью 80 МВт на промежуточной частоте вращения 1000 об/мин наблюдался непрерывный рост вибрации. Хорошо прослушивались задевания в концевых и масляных уплотнениях. Всем было понятно, что происходит прогиб вала вследствие задеваний, однако пуск не был остановлен, как видно из-за ошибочного предположения, что на этой частоте ничего с ротором произойти не может и что по мере прогрева ротор выровняется. Когда в машине возник подозрительный скрежет, ротор остановили, включили валоповоротное устройство, на консольную часть вала со стороны переднего подшипника установили индикатор для измерения боя. Первоначальный бой вала после останова был около 1 мм, однако быстро стал убывать.
Пройдя через ноль, прогиб вновь стал расти и остановился на значении 0,5 мм.
На валу возник остаточный прогиб, который оказался следствием описанных событий. Турбина была остановлена в длительный и дорогой ремонт.
Данный случай является классическим примером прогиба вала при задеваниях: характерен тепловой прогиб, переходящий в остаточный, характерно изменение боя при остывании с переходом через ноль и сменой знака, характерно направление остаточного прогиба в сторону, противоположную месту задеваний.
Интересна была смена эмоций у заинтересованных лиц при контроле боя вала после останова: большой первоначальный бой их сильно огорчил, они очень радовались, когда бой упал до нуля, и очень огорчились, когда он вновь стал неумолимо расти.
Этот эпизод иллюстрирует недопустимость работы машины при задеваниях, вызывающих нарастание вибрации. В таких случаях ротор необходимо остановить, выдержать его достаточное время при медленном вращении валоповоротным устройством и лишь после этого повторить пуск. Повторная (иногда третья-четвертая) попытка пуска обычно оказывается удачной. Как показывает опыт, это связано не столько с выработкой уплотнений при задеваниях, сколько с уменьшением тепловых деформаций статора, приводящих к задеваниям. Бесполезно пытаться пустить машину, если вследствие ошибки при ремонте либо по другим причинам в ней имеются грубые и неустраняемые задевания по уплотнениям.
А.С.Гольдин
- Войдите на сайт для отправки комментариев