Меню портала
style="display:inline-block;width:200px;height:200px"
data-ad-client="ca-pub-7949383012609500"
data-ad-slot="4222834969">
Сейчас на сайте
Вибродиагностика оборудования. Эпизод 37
На ряде турбин мощностью 300 МВт при умеренной оборотной вибрации на переднем подшипнике (в пределах 20-25 мкм) возникала высокочастотная (ВЧ) вибрация со сложным спектром во всем доступном для измерения диапазоне частот, включающем гармоники с частотами, кратными оборотной. ВЧ вибрация изменялась во времени: в основном росла, в некоторых случаях после роста наблюдался ее спад. Примерный вид временного тренда вибрации подшипника в поперечном направлении после ремонта представлен на рисунке.
Наблюдения за состоянием вкладыша опорного подшипника выявили следующее. В процессе роста ВЧ вибрации постепенно деградировали опорные элементы подшипника: на опорных поверхностях вкладыша и корпуса возникал наклеп, оказывались разбитыми центровочные прокладки. Падение ВЧ вибрации возникало уже на последней стадии разрушения после появления существенного зазора по опорным поверхностям в результате этой деградации. Предельный вариант разрушения являл собой следующую, совершенно удивительную картину: тонкие центровочные прокладки разбиты в пыль, на опорных поверхностях эрозия глубиной до 1 мм, винты крепления колодок без следов резьбы с совершенно гладкой наружной поверхностью, на рабочей поверхности баббита множественные трещины...
У меня и моих коллег возникло предположение, что деградация подшипника происходит под действием возмущений с оборотной частотой. Высокая жесткость опоры маскирует чрезмерные динамические нагрузки, что объясняет относительно низкую вибрацию оборотной частоты. Сразу скажу, что наши предположения оказались правильными.
Стратегия устранения вибрации состояла в том, чтобы балансировочными методами убрать оборотную вибрацию. Практически к этой вибрации с балансировкой подобраться было невозможно: на роторе высокого давления турбины, которому принадлежал рассматриваемый подшипник, не было доступных плоскостей коррекции. По моему предложению кон структоры нашего ремонтного предприятия разработали специальное устройство, на котором была организована дополнительная плоскость коррекции.
Путем установки достаточно массивных (порядка 2 кг) грузов оборотную вибрацию на подшипнике удалось снизить до минимума. После снижения двойной амплитуды виброперемещения с оборотной частотой до 5-10 мкм описанные выше явления, сопровождающиеся ростом ВЧ вибрации, прекратились.
А.С.Гольдин
- Войдите на сайт для отправки комментариев