Меню портала
style="display:inline-block;width:200px;height:200px"
data-ad-client="ca-pub-7949383012609500"
data-ad-slot="4222834969">
Сейчас на сайте
Вибродиагностика оборудования. Эпизод 40
Низкочастотная вибрация (НЧВ) турбоагрегатов редко наблюдается на подшипниках генераторов, чаще она локализуется на подшипниках турбин. Это может озадачить специалистов по вибрационной наладке и воспрепятствовать успешному устранению низкочастотной вибрации на подшипниках генераторов, хотя причина вибрации во всех случаях оказывалась достаточно банальной: несовершенство либо деградация расточки вкладышей подшипников. Частота вибрации в этих случаях обычно ниже половины оборотной и равна (близка) первой критической частоте ротора генератора. Рассмотрим некоторые эпизоды, связанные с НЧВ на подшипниках генераторов.
На подшипниках турбогенератора 800 МВт при одном из пусков возникла интенсивная НЧВ с частотой около 14 Гц, что соответствовало первой критической частоте ротора. При повышении температуры масла на входе в подшипники с 40 до 50°С вибрация исчезла. Для устранения вибрации по моему предложению и по согласованию с заводом боковые зазоры во вкладышах подшипников генератора увеличены в 1,5 раза, что позволило избавиться от этой НЧВ. После этого случая на других однотипных генераторах аналогичным образом была изменена расточка вкладышей.
Долго не могли справиться с НЧВ также с частотой вблизи первой критической на роторе генератора мощностью 300 МВт. В этой работе я непосредственно не участвовал, но по телефону посоветовал проточить вкладыши подшипников по баббиту и при этом по возможности увеличить эллипсность расточки. Вибрация таким образом была благополучно устранена.
Весьма интенсивная НЧВ с размахом около 150 мкм внезапно возникла на турбогенераторе мощностью 250 МВт. Осмотр всех узлов при открытых торцевых щитах генератора не обнаружил никаких дефектов. Причиной оказалась деградация формы расточки вкладышей, которая накапливалась в течение лет и достигла, наконец, состояния, при котором и возникла вибрация. Кроме восстановления формы расточки при ремонте была изменена ее форма: вместо круглой выполнена эллипсная. В дальнейшем эта вибрация не наблюдалась.
Эти примеры достаточно свежие: относятся к последнему десятилетию. В связи с ними я вспомнил случай примерно тридцатилетней давности. Я выполнял рутинную работу по балансировке ротора генератора на одной из уральских электростанций, когда ко мне обратились с просьбой измерить вибрацию на соседней машине, которая, как выразились хозяева, "тарахтит". На подшипниках генератора оказалась НЧВ с частотой примерно 17 Гц. Убедившись, что эта вибрация не может быть наведенной от вспомогательных механизмов (см. выше), я попросил повысить температуру масла после маслоохладителя. При увеличении температуры масла с 40 до 45°С вибрация исчезла. Поскольку температура 45°С находилась в допустимых пределах, агрегат был оставлен в нормальной эксплуатации и благополучно проработал до ремонта.
Вряд ли этот случай был бы достоин упоминания в этой книге, если бы, во-первых, он не относился к тому периоду, когда с НЧВ встречались относительно редко и, во-вторых, не иллюстрировал, что не следует заниматься трудоемкими работами, если вибрацию можно устранить небольшими изменениями режима. В этом случае был еще один момент, не связанный с техникой: персонал станции был весьма впечатлен тем, как просто я сумел устранить эту вибрацию и выражал свое восхищение в таких выражениях, что я постесняюсь их здесь привести. Сегодня мне стыдно даже признаться в том, что когда-то такая реакция персонала могла меня порадовать.
А.С.Гольдин
- Войдите на сайт для отправки комментариев