Меню портала
style="display:inline-block;width:200px;height:200px"
data-ad-client="ca-pub-7949383012609500"
data-ad-slot="4222834969">
Сейчас на сайте
Вибродиагностика оборудования. Разговор о гибком роторе
В пятидесятых годах еще не нашли достаточного распространения представления о колебаниях гибких роторов и методах их балансировки. Вместо систем симметричных и кососимметричных грузов использовались отдельные грузы в торцевых плоскостях. Квалифицированные балансировщики знали, как балансировать гибкие роторы из собственной практики. Но неискушенные специалисты периодически наталкивались на непреодолимые трудности.
В связи с этим вспоминаю такой эпизод:
Некоторые крупные заводы, имея стенды для балансировки роторов, в отсутствие опытных балансировщиков обращались за посторонней помощью. Я был одним из тех специалистов, которые балансировали роторы крупных синхронных компенсаторов (СК) на заводском стенде. Рассчитывались с нами наличными деньгами, что в то время было весьма непросто и в конце концов привело к тому, что завод обучил своего балансировщика. Хорошо ли, плохо ли складывались дела у этого балансировщика, но долгое время завод обходился без нас. Все же необходимость в нашей помоши наконец возникла, меня пригласили на завод для
балансировки ротора сравнительно небольшого СК мощностью 15 МВа и частотой вращения 1500 об/мин. Балансировка производилась не на стенде, а в собственных подшипниках, при этом СК был установлен на достаточно податливом основании. Ко времени моего вмешательства в эту балансировку она продолжалась уже несколько недель, при этом было сделано более сотни (!) пусков. Как оказалось, балансировщик завода пользовался весьма примитивной методикой: поочередно компенсировал вибрацию двух подшипников, при этом для компенсации вибрации очередного подшипника он использовал ближайшую к нему плоскость коррекции.
Внимательный читатель уже знает, что для роторов, частота вращения которых находится несколько выше первой критической, дисбаланс в некоторой плоскости коррекции больше влияет не на ближайший подшипник, а на удаленный. Именно таким и оказался рассматриваемый ротор. Компенсируя вибрацию одного подшипника, балансировщик существенно увеличивал вибрацию другого, в процессе балансировки вибрация не уменьшалась, а нарастала.
Крупные тихоходные роторы были в основном жесткими, для балансировки они устанавливались на стенд, опоры которого располагались на весьма жестком основании, и для них упомянутая выше методика достаточно быстро приводила к необходимому результату. У балансировщика возникло по-человечески понятное абсолютное доверие к этой методике, и отойти от нее он в нужный момент не смог.
После двух пусков мне удалось понять эту причину неудач заводского балансировщика, после чего балансировку удалось быстро завершить.
Любопытный разговор произошел у меня после этого с начальником производства завода. Разговор начал он с вопроса:
- И что же там было в этом злосчастном роторе?
- Обычный дисбаланс.
- Да не может быть!
- Это почему же?
- Мы ведь ставили всякие грузы в самых разных местах. В конце концов даже уборщицу просили тыкать пальцем куда-нибудь и туда ставили, да все без толку.
- Вам просто не хватило времени, и до нужного сочетания грузов вы не успели добраться.
А.С.Гольдин
- Войдите на сайт для отправки комментариев